В последнее время большую популярность приобретает тезис о грядущей перезагрузке российско-западных отношений, впервые отчеканенный вице-президентом США Байденом. Утверждается, что воздействие мирового экономического кризиса на Россию и страны Запада и приход администрации Обамы создали новую международную ситуацию, делающую улучшение отношений Россия–США, Россия–ЕС и Россия–НАТО практически неизбежным.
В реальности следует говорить о возможной паузе в раскручивании негативной спирали, нежели о фундаментальной перезагрузке отношений. Вероятно, в ближайшее время действительно удастся заморозить ряд болезненных для России процессов. В первую очередь пауза возможна в отношении плана размещения элементов ПРО США в Польше и Чехии. Новая администрация не будет форсировать и вступление Украины и Грузии в НАТО. Главная задача альянса смещается в сторону Афганистана – в соответствии с приоритетами Обамы. А здесь необходимо сотрудничество с Россией.
Оптимизм внушает и настрой Белого дома на возобновление с Россией переговоров о разоружении и контроле над ядерными вооружениями, а также на заключение с ней нового договора взамен истекающего в этом году СНВ-1. Укрепление режима контроля над ядерным оружием вкупе с паузой в строительстве ПРО и расширении НАТО облегчит и задачу выработки нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе. Это особенно актуально после объявленного Россией моратория на выполнение ДОВСЕ.
Однако на сегодняшний день ни США, ни европейские страны не готовы обсуждать с Россией фундаментальные вопросы безопасности в Европе и Евро-Атлантике, являющиеся во многом первопричиной нынешнего состояния российско-западных отношений. А именно – место и роль России в системе европейской безопасности, в том числе в процессах принятия решений. Без прояснения этого вопроса нельзя говорить ни о полноценном стратегическом партнерстве России и Запада, ни о перезагрузке их отношений. В Эвиане в октябре 2008 года президент Медведев представил свое видение решения проблемы в виде комплекса правил, принципов и норм, призванных регулировать поведение государств и организаций Евро-Атлантики. Общая реакция Запада на инициативу Медведева по-прежнему скептическая.
Америка ее пока просто игнорирует. Она не упоминалась ни в одном из заявлений ключевых фигур новой администрации. Страны Центральной и Восточной Европы и Балтии, привыкшие видеть главную угрозу именно в России, отказываются от обсуждения российских предложений. Страны Западной Европы, а также чиновники НАТО и ЕС, не отказываясь от обсуждения инициативы Медведева и даже приветствуя ее, обставляют диалог такими оговорками, которые, по сути, выхолащивают смысл предложений.
Во-первых, западноевропейцы говорят о необходимости конкретизации инициативы Медведева еще до начала переговоров. Однако же ответ на вопрос о том, как добиться единства евро-атлантического пространства безопасности и включенности в него России, не разрушая всей сетки существующих здесь организаций и режимов, а также не отыгрывая назад произошедшие события, которые одна из сторон считает неправильными (расширение НАТО, признание независимости Косово, Абхазии, Южной Осетии), можно найти лишь в ходе диалога «с открытым концом», ведущимся на определенном уровне абстракции. Если бы Россия сразу представила Западу жесткую детализированную конструкцию реформы европейской архитектуры, то она наверняка была бы отвергнута.
Во-вторых, утверждается, что до обсуждения фундаментальных проблем необходимо урегулировать конкретные вопросы (территориальная проблема Грузии, приднестровский конфликт, мораторий на ДОВСЕ, обеспечение энергетической безопасности и т.д.). Речь идет о реализации той самой повестки дня, которая и вызывает раздражение у Москвы. С российской точки зрения данные проблемы можно снять лишь в контексте решения фундаментальных вопросов европейской безопасности.
В-третьих, западноевропейцы не поддерживают идею созыва новой общеевропейской конференции и предлагают для обсуждения инициативы Медведева форматы, которые Россию не вдохновляют, прежде всего ОБСЕ.
В-четвертых, налицо противоположная трактовка Россией и странами Западной Европы ряда предлагаемых Медведевым руководящих для системы безопасности в Европе правил и норм. Так, в статье канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози, опубликованной в Suddeutsche Zeitung и Le Mond в начале февраля, прямо заявляется, что расширение НАТО – это укрепление европейской безопасности, и оно осуществляется в полном соответствии и даже во имя принципов и норм Хельсинкского основополагающего акта 1975 года и Парижской хартии 1990 года. Стоит вспомнить, что главные положения двух этих документов вошли в предложения Медведева. То есть, по мнению Меркель и Саркози, расширение НАТО происходит на основе тех же самых принципов, которые, как считает Россия, должны это расширение не допускать.
Договариваться по всем упомянутым вопросам будет, безусловно, сложно. Но без диалога Россия и Запад вновь рискуют раскрутить негативную спираль.