Муху Алиев поставил под вопрос действенность российской вертикали власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
История известная: назначенный и.о. руководителя службы по налогам и сборам в Дагестане Владимир Радченко (до того занимал аналогичный пост в Кабардино-Балкарии) после серии приключений, которые могли бы стать сюжетом для триллера, видимо, так и не сможет приступить к работе. Во всяком случае, тон президента Дагестана абсолютно безапелляционный: «Никакой Радченко тут работать не будет». Такими словами обычно не промахиваются, если хотят сохранить лицо. Учитывая, что г-н Алиев, до того как отрубил свою каноническую фразу, провел переговоры в Кремле, можно предположить, что он своего добился.
Однако на самом деле значение «казуса Радченко» для федерального Центра гораздо важнее, чем конкретное назначение конкретного чиновника.
Восток – дело тонкое, особенно когда речь идет о республиках Северного Кавказа, откуда редкий день не приходит информация о настоящих боях с террористами.
Но Федерация – дело слишком важное, чтобы допустить хотя бы малую возможность «двусмысленных толкований» и «намеков». Есть законы, четко объясняющие, каковы полномочия Центра, а каковы – местной власти. И одно из главных – и бесспорных – завоеваний той самой Вертикали в том и состоит, что эти законы все-таки заработали. Феодальной вольнице в России обрубили крылья. Все помнят, ценой каких усилий и каких жертв этого удалось достичь. На эту работу ушли годы.
Ясно, что кризис ставит под вопрос многие результаты 2000-х годов. И сейчас власти предстоит не почивать на лаврах, а «делом подтвердить» все то, что тогда было достигнуто.
Сепаратисты на Кавказе разбиты как военная сила, загнаны в подполье и т.д. Но они остались. И единственный их политический расчет – уверять народ и местные элиты, что в условиях кризиса «Москва ослабела», а значит, у них опять появляется шанс.
Так вот, никаких шансов – не только на реальные политические успехи, но и на успехи пропагандистские – Кремль им, разумеется, давать не может. Тут дело известное – дашь палец, руку откусят.
Да, нужно поддерживать тонкий, «аптекарский» баланс интересов различных местных элит (эх, вот где пригодились бы нанотехнологии!). Ни в коем случае не натягивать веревку, не создавать ситуации противостояния региона с Центром и т.д.
Но одновременно Кремль должен ясно, недвусмысленно показать, что если кто-то делает из «казуса Радченко» вывод, что на Центр можно оказывать давление, то этот «кто-то», парламентски выражаясь, «глубоко неправ».
В какой именно форме Москва это покажет – дело политической техники. Но «не давайте перхоти ни одного шанса» – ни единого шанса одержать «пропагандистскую победу» у сепаратистов быть не должно. Это не вопрос амбиций. Это вопрос безопасности государства и его граждан.
До кризиса, во время кризиса, после кризиса президент и центральная власть БЕЗУСЛОВНО контролируют ситуацию по всей России. Сказать этого мало – это нужно ясно и твердо показать.
Кризис – экономический, социальный, какой угодно. Но одного кризиса (и даже намеков на него!) в России не будет: кризиса национального, кризиса ЦЕЛОСТНОСТИ государства.