Яковенко считает свои расхождения с Богдановым политическими.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодняшний бал прессы, организованный Союзом журналистов России (СЖР), пройдет в тени вчерашнего скандального смещения с поста секретаря этой организации Игоря Яковенко. Это решение принято в четверг на Федеративном совете организации. Сам Яковенко, находящийся сейчас в Праге, считает свое увольнение политическим.
В тексте решения совета, принятого единогласно, мотивы его не указаны. Однако секретарь союза Михаил Федотов охотно пояснил «НГ» причины расхождения руководства СЖР с Игорем Яковенко. Они оказались, по словам Федотова, чисто хозяйственными. Секретарь напомнил, как в апреле прошлого года 8-й съезд союза принял решение поручить Яковенко Центр развития СМИ: «Вспомнили об этом в середине ноября, когда нам позвонили: «Знаете ли вы, что Яковенко уехал из страны?» Мы говорим: «А откуда же мы можем это знать? Мы этого знать не можем. Он сидит на другом этаже, где мы не бываем, поскольку там кодовый замок, туда не войдешь... Не следим мы друг за другом. В конце декабря было принято решение посмотреть, а что там творится на третьем этаже? Какая там работа – идет, не идет?»
После проверки, сетует Федотов, на месте центра оказались частные компании, «никакого отношения к Союзу журналистов не имеющие»: «Мы сказали: покажите нам финансовые документы. А эти организации собрались и исчезли! Получается, что ресурсы союза были использованы для деятельности частных организаций...»
Федотов намекает – отъезд Яковенко в отпуск был похож на бегство: «Вслед за отъездом Игоря Александровича все его звери, которые были у него в кабинете и за которыми он очень любовно ухаживал, тоже были немедленно куда-то вывезены...»
В беседе с корреспондентом «НГ» Игорь Яковенко отверг все обвинения руководства союза. Он сообщил, что взял творческий отпуск, чтобы заниматься стратегическими проблемами Центра развития СМИ: «Мы создали представительство в Украине, Казахстане, а сейчас я занимаюсь этим в Чехии и других странах». Яковенко пояснил, что его расхождение с руководством союза имеет политический характер – все дело в точке зрения на стратегию организации. Яковенко видит забавную сторону истории в том, что комиссия по проверке его деятельности была создана сразу, как только он ушел в отпуск. Экс-секретарь утверждает, что предоставил руководству полный отчет по своей деятельности. Но суть не в том, объясняет Яковенко: «Позиция Богданова – врастание союза во власть».
За время, прошедшее со съезда, считает Яковенко, «дрейф союза в сторону обслуживания власти очень усилился. И апофеозом этого дрейфа было участие союза в отстаивании доклада правительства в ООН о правах человека, в котором говорилось, что у нас все в порядке, все хорошо, свобода слова лучше, чем у всех, и все остальное тоже здорово. Это были минуты позора для секретаря Союза журналистов Федотова и минуты позора для Союза журналистов в целом». Другим компрометирующим союз случаем Яковенко считает вручение премии «Золотое перо» Максиму Шевченко. Подобных эпизодов, на его взгляд, в биографии союза при новом руководстве много. Яковенко сообщил, что хотел было вернуться в Россию в феврале, однако его возвращение уже не вызвано рабочей необходимостью и, возможно, будет отложено.
Общественная палата вчера одобрила решение руководства СЖР. Глава комиссии ОП по информационной политике Павел Гусев сообщил: «Долгое время Яковенко довлел в союзе, оценивал все происходящее с политической, а не профессиональной точки зрения, и тем самым вывел союз из реального медийного пространства». «Кроме того, насколько я знаю, Яковенко занимался и финансовыми вопросами, где были серьезные нарушения», – добавил Гусев.