0
1029
Газета Политика Интернет-версия

13.02.2009 00:00:00

Ставка на союзников

Александр Караваев

Об авторе: Александр Караваев - руководитель службы политического прогнозирования ИАЦ МГУ.

Тэги: россия, евразэс


россия, евразэс Строительство Рогунской ГЭС остановилось из-за отсутствия денег.
Фото ИТАР-ТАСС

Даже обывателям, далеким от политики, понятно: интеграция постсоветского пространства, а именно это является итогом последнего саммита ЕврАзЭС, – задача особого рода. Во-первых, отсутствует консенсус элит стран Содружества относительно самой необходимости политической интеграции. Во-вторых, нет устойчивых критериев по скорости макроэкономического сближения, его компенсирует всеобщее желание получить легкие и дешевые кредиты.

Единственный вопрос, по которому есть согласие как минимум трех из пяти постоянных членов ЕврАзЭС (России, Белоруссии, Казахстана), – это необходимость снижения торговых барьеров, выравнивание таможенных тарифов. Но даже здесь роль тормоза выполняют диаметральные интересы госкорпораций и других монополистов внешнеэкономической деятельности в странах – участницах объединения. Полный перечень позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в рамках единого таможенного тарифа согласуется пятый год (пока согласовано 38%, более 4 тыс. позиций).

Главным донором проектов ЕврАзЭС является Россия, что закономерно, учитывая мощность и объем российской экономики. Средства для проектов развития аккумулируются в ЕАБР (Евразийский банк развития), доля РФ – 1 млрд. долл., вторым партнером выступает Казахстан – 500 млн. долл. До кризиса ЕАБР успел получить международный инвестиционный рейтинг выше, чем суверенные рейтинги России и Казахстана.

Лидеры ЕврАзЭС приняли амбициозное и рискованное решение застраховать интеграционную структуру от кризисных потрясений: 7,5 млрд. долл. из 10 млрд. антикризисного фонда субсидирует российский бюджет, 1 млрд. долл. составит доля Казахстана. Сработает ли подушка безопасности, учитывая, что, по прогнозам на 2009 год, рост ВВП стран ЕврАзЭС ожидается в пределах 1–2% в лучшем случае и только у Белоруссии? Видимо, еще предстоит существенная корректировка всех показателей. Докризисной стратегией ЕАБР на период до 2010 года инвестиционный портфель банка рассчитывался в 4,5 млрд. долл. В конце прошлого года его решили секвестрировать на 500 млн. Многие проекты банк планирует финансировать в долевом участии. Поэтому сжатие, видимо, будет еще большим, ведь общая стоимость рассматриваемых проектов превышала 5 млрд. долл., а все участники ЕврАзЭС планируют сокращение не только инвестиций через государственные концерны и частно-государственные компании, но и сокращение бюджетных расходов.

Взглянем на перечень основных направлений инвестиций ЕАБР и России в рамках ЕврАзЭС. Были запланированы проекты в гидроэнергетике (Экибастузская ГРЭС-2 в Казахстане, Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане, Камбаратинские ГЭС-1 и 2 в Киргизии), атомной энергетике (добыча сырья и строительство АЭС в Казахстане и России). В качестве отдельной темы на высоком уровне обсуждались проекты в области венчурных технологий. Кроме того, в России ЕАБР финансирует разработку и производство регионального авиалайнера Сухой Superjet 100, проект строительства вагоностроительного завода в Тихвине, финансирование проектов строительства Западного скоростного диаметра, а также сооружение морского и пассажирского терминала в Санкт-Петербурге, проект строительства крупного нефтехимического комплекса в Татарстане.

Как заметил первый вице-премьер Игорь Шувалов, российское правительство не будет сокращать финансирование инфраструктурных проектов, однако кризис наверняка повлияет на скорость их реализации. И скорее всего придется отказаться от амбициозных и в чем-то шапкозакидательных проектов типа канала «Евразия», соединяющего Черное и Каспийское моря.

Перед лицом длительного падения экономики Россия взяла на себя непростые обязательства донора для всех стран ЕврАзЭС. Будет сформирован пул в размере 10 млрд. долл. Но как потратить деньги, чтобы они не пошли прахом? По различным заявлениям можно судить, что принято решение субсидировать падающий товарооборот между странами. Рублевые кредиты укрепят положение рубля в качестве региональной валюты. Наверняка верным окажется решение вложить часть денег в поддержку инфраструктурного и энергетического строительства, создание совместных с РФ предприятий – эти вложения дадут свою отдачу в будущем. Однако в ЕврАзЭС это всегда вопрос приоритетов большой политики. России приходится гасить комплекс взаимных трений между странами Центральной Азии, которые способны торпедировать любые проекты. Но самым бездарным исходом антикризисных финансовых инициатив окажется трата этого пула в качестве компенсации потерь девальвирующихся валют. Не стоит разменивать рубль на пятаки, чтобы выжить и сохранить импульс развития после кризиса. ЕврАзЭС необходимо долгосрочное планирование общих интересов. Пока таковых немного. Но кредиты падающим постсоветским экономикам не принесут политических дивидендов и вряд ли расширят поле российских союзников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3371
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1978

Другие новости