Военные силы стран ОДКБ сплачиваются лишь на совместных учениях.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вчерашние двусторонние контакты руководителей РФ со своими союзниками и намеченные на сегодня встречи лидеров и представителей СНГ в рамках внеочередных саммитов министров обороны и иностранных дел государств – участников Содружества, а также сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ демонстрируют, что, несмотря на экономический кризис, военно-политические вопросы во взаимоотношениях постсоветских стран по-прежнему остаются наиболее востребованными.
После выхода из ЕврАзЭС Узбекистана и недавней интриги вокруг визита в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона планы хозяйственной интеграции между Россией и ее союзниками в известной степени сжимаются, чего не скажешь о сфере обороны и безопасности. Казалось бы, после ликвидации Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ и вялотекущих контактов и действий государств ОДКБ реальная военная интеграция приказала долго жить. Между тем усилия России по объединению своих союзников под знаменами коллективной обороны не так уж бесперспективны, как кажутся на первый взгляд. И в первую очередь они важны именно для Москвы.
На совместных учениях страны ОДКБ оттачивают взаимодействие и боевое мастерство. Худо-бедно поддерживается функционирование Объединенной системы ПВО, при поддержке РФ готовятся значимые шаги в возможной организации будущей военно-космической обороны Содружества, наподобие той, что сейчас создается с Белоруссией. Льготными ценами на военную продукцию Россия держит страны ОДКБ на коротком поводке. Для своих союзников Москва организовала практически бесплатную подготовку военных кадров, что также немаловажно для реализации через военно-человеческий фактор в странах-союзницах ее военно-политических идей, интересов, целей и т.п.
Получается, ОДКБ как организация нужна и России, и другим странам СНГ. Но, к сожалению, как показывает реальность, интерес к данной организации имеет пределы. Страны ОДКБ, к примеру, так и не наладили коллективные действия по обеспечению нормализации обстановки в Афганистане. От взаимодействия с руководством ОДКБ здесь, кстати, отказывается и НАТО. Никто из союзников РФ не предложил ей помощь в отражении грузинской агрессии в Южной Осетии. И даже сейчас союзники РФ к ее действиям на Южном Кавказе относятся, мягко говоря, осторожно.
Надо признать, что у стран ОДКБ имеются собственные военно-политические интересы, которые часто отличаются от тех, что имеются у России. За все эти годы в системе коллективной обороны стран СНГ не сформирован орган по оперативному принятию конкретных решений, связанных с нейтрализацией реальных военных угроз. Это понятно: чтобы принимать подобные решения, организационные структуры ОДКБ должны иметь наднациональные функции, но, думается, на это никто сейчас не пойдет.
Где же выход и как повысить действенность ОДКБ? Очевидно, реализация идей коллективной обороны будет действенной только тогда, когда появится необходимость реального многостороннего взаимодействия в военной сфере по нейтрализации тех или иных военных угроз. Тогда, думается, механизмы взаимодействия будут отработаны очень быстро. А пока сама жизнь диктует странам ОДКБ строить и реализовывать свои интересы на двусторонней основе. И эта схема наиболее успешна на постсоветском пространстве, хотя при определенных условиях она входит в противоречие с интересами «третьей стороны».
Москва и Минск вчера наконец-то оформили единую систему ПВО. Однако формирование подобной системы с Арменией может натолкнуться на противодействие Азербайджана, который очень болезненно относится к военно-техническому сотрудничеству Еревана и Москвы. Около четырех лет назад Россия и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, дающий право Москве в случае чрезвычайных ситуаций использовать военную структуру этой страны. Узбекистану оказывается значительная военная помощь. Но всем известно, какие напряженные отношения у Ташкента сейчас с соседями. Практически вся граница по периметру Узбекистана заминирована, и не исключено, что там присутствуют инженерные системы, которые поставляет Россия. Чтобы укрепиться в Таджикистане, несмотря на все локальные противоречия и недовольство Душанбе, Россия продолжает передавать этой стране вооружение, боеприпасы и боевую технику 201-й российской военной базы, одновременно обновляя там собственный военный потенциал. Цена вопроса – около миллиарда долларов. Узбекистану это, естественно, не очень нравится. Можно только представить, как здесь развивались бы события, если подобные решения пришлось бы принимать с учетом мнения стран – союзниц по СНГ и ОДКБ.