Форумы в Давосе традиционно сопровождаются выступлениями антиглобалистов.
Фото Reuters
Завершившаяся сессия Всемирного экономического форума поставила много рекордов: по числу представленных стран и по количеству глав государств и правительств, по рекордно низкой явке поп-звезд и невиданной скромности мероприятия. Однако особо обращают на себя внимание рекорды двуличия, притворства и растерянности.
Тон задал открывший форум Владимир Путин. Человек, который два года назад утверждал, что «Газпром» стал третьей по капитализации компанией мира, причем «этот результат возник не сам по себе, а как следствие целенаправленных действий со стороны государства»; единственный глава государства, устраивавший в своей резиденции прием в честь организаторов IPO частной компании (в данном случае «Роснефти»), обнаружил, что причиной кризиса стало доминирование «гонки фондовых индексов и капитализаций┘ над повышением производительности и реальной эффективности компаний». На следующий день британский премьер Гордон Браун призвал к повышению координации усилий по борьбе с кризисом, осудив односторонние шаги отдельных государств; видимо, для этого ему пришлось на время забыть, что его собственная страна является чемпионом по осуществлению таких мер, которые в последние месяцы спасли многие английские банки и фирмы, но за 2008 год обвалили фунт к доллару даже сильнее, чем рубль. Многие участники так или иначе высказались за установление четких правил функционирования глобальной финансовой системы (наиболее активным сторонником данной идеи показала себя канцлер Ангела Меркель), но никто не предложил конкретных шагов, направленных к ее реализации.
Форум закончился без сенсаций – которых, собственно говоря, никто и не ждал. 2600 лидеров глобального бизнеса (а государственное управление в 2008 году повсюду в мире срослось с предпринимательством так, как никогда ранее) не смогли принять никаких решений (да и не собирались). Была проведена рекогносцировка накануне очередного сложного и малопредсказуемого года. Какие же можно сделать выводы?
Во-первых: никаких совместных действий в глобальном масштабе предпринято не будет. Главное доказательство – отсутствие на форуме американских decision-makers. Из кризиса, порожденного хаосом, не может быть организованного выхода. Сегодня в каждой стране, пораженной кризисом, нужно разрабатывать собственные пути выхода из него, минимально зависящие от внешнего мира. Важна свобода маневра, а не координация. Последняя будет необходима, когда кризис останется позади.
Во-вторых: решающее слово остается за западными странами. Они относительно свободны в выборе инструментов борьбы с кризисом, в эмиссии своих валют и выпуске государственных долговых обязательств. Развивающиеся страны, накопившие в последние четыре года больше резервов, чем за предшествующие 50, послушно вернут их обратно в виде вложения в ценные бумаги. Кризис сделал финансовый мир более однополюсным, чем он был еще пару лет назад. Если российские власти не верят в это, им следует оценить динамику курса доллара ко всем основным валютам.
В-третьих: с развитыми странами нужно соревноваться не в финансовой, а в индустриальной сфере. Россия сегодня – финансовый пигмей, сдирающий с себя ошметки лопнувшего пузыря. Рубль – не резервная валюта, а маргинальная расчетная единица: даже на пике бума, летом прошлого года, объем сделок с его участием был в 24 раза меньшим, чем объем сделок с новозеландским долларом, и в 31 раз меньшим, чем с норвежской кроной. Даже до кризиса, в январе 2008 года, суммарные активы всех российских банков (20,2 трлн. руб., или 775 млрд. долл. по тогдашнему курсу) не дотягивали до активов 30-го (!) банка мира, испанского Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA.
В-четвертых: и риторика, и политические шаги ответственных властей любой страны мира должны сегодня быть не конфронтационными, а конструктивными. В кризисе виновата не только Америка. Она лишь предоставила миру красивую оболочку будущего пузыря. Зато развивающиеся страны сполна поучаствовали в ее «надувании», накопив за 1999–2007 годы 4,7 трлн. долл. резервов и до последнего поддерживая нарастание торговых и платежных дисбалансов, собственно и спровоцировавших кризис.
Сегодня мировая экономика находится в более глубоком кризисе, чем может показаться. Ее лидеры не имеют компаса, который определил бы предпочтительный курс, и потому призывают к коллективным действиям, которые слишком похожи на призыв: «Утонем вместе»! В то же время незаметно и источника «ветра», который помог бы расправить паруса и двинуть глобальную экономику вперед. Это, замечу, не так уж и плохо – не нужно спешить, если не знаешь, куда идти. Лучше посплетничать, отвести душу и вернуться к повседневной рутине. Именно это, судя по всему, и сделают все участники завершившегося форума.