Гостей Москвы не станут торопить с возвращением на родину.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Правительство добровольно отказывается от права требовать высылки из страны потерявших работу мигрантов. В этом смысл законопроекта, поступившего на Охотный Ряд.
После недавних заявлений некоторых чиновников и политиков об угрозе роста преступности от безработных приезжих можно было бы предположить, что отношение к мигрантам предполагается ужесточить. Однако исполнительная власть предложила разрешить гастарбайтерам, пусть даже и потерявшим из-за кризиса возможность найти законную работу, оставаться в нашей стране.
Правительственный законопроект пришел в Госдуму в конце прошлой недели. Как раз в то время, когда директор Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский проводил совещание руководителей органов ОДКБ и ЕврАзЭС по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Эксперты искали способы усиления этой борьбы в условиях мирового кризиса. Звучали заявления о возможном всплеске преступности со стороны оставшихся в России безработными мигрантов – вне зависимости от того, законно они оказались на территории нашей страны или нет. Как известно, и партия «Единая Россия» сейчас уделяет миграционным проблемам удвоенное внимание. Но у кабинета министров, судя по представленному депутатам документу, голова сейчас болит о другом. Его более заботит правовая чистота собственной деятельности. Поэтому правительство предлагает отменить свое же репрессивное полномочие – право отказывать мигрантам в выдаче им новых разрешений на временное проживание в России или даже аннулировать действующие бумаги. Сейчас исполнительной власти закон предписывает обязательно делать так в том случае, если отменены или сокращены соответствующие квоты.
«Уменьшение правительством РФ квоты на выдачу разрешений на временное проживание, как это следует из закона, не связано с противоправным поведением иностранного гражданина, а аннулирование в данном случае ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть рассмотрено как ограничение права, предоставленного иностранному гражданину», – указывается в пояснительной записке. Правительство уточняет, что таких ограничений допускать ни в коем случае нельзя.
Заметим, что квота на выдачу разрешений на временное проживание тесно связана с другими квотами – на рабочие места и на разрешения на временное пребывание в нашей стране. В условиях кризиса все квоты российскими же властями уже урезаны, так что непонятно, с чего это правительство вдруг решило проявить о мигрантах такую душевную заботу.
Впрочем, на Охотном Ряду противоречивым шагам исполнительной власти совсем не удивились. Скажем, коммунисты заявили «НГ», что от правительства такое отсутствие не просто логики, а даже элементарной согласованности действий они видят постоянно. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, в частности, напомнил корреспонденту «НГ» о прошедшем в пятницу в Госдуме правительственном часе. «Если послушать внимательно, то видно: Набиуллина говорит одно, Кудрин – другое, Шувалов – вообще как бы ни о чем».
С миграционным законодательством, полагает депутат, очевидно, происходит то же самое. Ведь, по его словам, правительству вовсе не обязательно было именно сейчас настаивать на отмене этого своего не вполне корректного с правовой точки зрения полномочия. Можно было просто тихо им не пользоваться. Так что пока, к примеру, ФМС готовит законопроект об ужесточении миграционных правил – уже объявлено о том, что первое разрешение на временное пребывание будет выписываться мигрантам только на 90 дней, аппарат кабинета министров действует по своему плану. Вот так в Госдуме и появляется давно подготовленный проект закона, в нынешних кризисных условиях выглядящий не совсем уместно.
Обухов, однако, не исключил, что, вполне возможно, правительство уже попыталось применять предлагаемую сейчас к отмене норму закона, но столкнулось с судебными исками. И решило, что несколько десятков или пускай даже сотен тысяч безработных, но законно живущих в России мигрантов – это на самом деле капля в многомиллионном море заполонивших страну нелегалов, которые покидать ее и во время кризиса не собираются.
Наиболее вероятной между тем выглядит пара-тройка других версий. Видимо, закон призван поправить имидж правительства, проявившего заботу о бедных мигрантах.
Кроме того, недовольные урезанием квот работодатели, похоже, не намерены расставаться с дешевой рабочей силой, отток которой может привести к ее удорожанию. Впрочем, объяснение может оказаться и вовсе прозаическим: неготовность правительства обеспечить решение проблемы лишних людей организационно.
Легче эту армию просто не замечать. Еще приятнее – сделать так, чтобы тебе законодательно запретили вмешиваться.