У депутатов и российских автопроизводителей много общего. И это общее – отнюдь не отечественного производства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Череда митингов «Единой России» в поддержку антикризисных действий правительства в целом и в защиту отечественного автопрома в частности была прервана вчера более камерным мероприятием. Председатель высшего совета ЕР Борис Грызлов встретился в Думе с руководителями крупнейших автопредприятий страны. Партия обещала и дальше поддерживать производителей российских машин. Тем временем на стоянке Госдумы представителей договаривающихся сторон дожидались вовсе не отечественные авто.
Главным гостем думского спикера стал вчера председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Вместе с ним в Госдуму прибыл и его первый заместитель, президент ОАО «Группа «АвтоВАЗ» Борис Алешин.
Председатель правления группы «ГАЗ» Сергей Занозин, гендиректора ЗИЛа, КамАЗа, ТагАЗа и «ИжАвто» Константин Лаптев, Сергей Когогин, Геннадий Ряднов и Михаил Добындо, а также главы крупных заводов, производящих автокомпоненты, – все они значились в списке прибывших на встречу с Борисом Грызловым. Партия «Единая Россия» хотела еще раз подчеркнуть, что именно она является главным защитником отечественного производителя. Видимо, потому представителей других фракций в зале не было.
Председатель Госдумы произнес довольно продолжительную речь. Он специально подчеркнул, что начинает разговор с приятного – победы команды КамАЗа в ралли Дакар. Спикер даже соизволил пошутить: мол, теперь все знают, что «за границу мы можем приехать не только на танке». Но потом Грызлов быстро перешел к претензиям, которые возникли у единороссов к автопрому в последнее время. Речь идет об уже объявленном АвтоВАЗом повышении цен. Глава нижней палаты высказался предельно жестко, назвав это «неправильным решением». И в подтверждение им была приведена цитата Владимира Путина насчет того, что «предприятия должны работать в рыночных условиях и ни в коем случае не диктовать монопольно высокие цены».
От себя Грызлов добавил, что повышение таможенных пошлин на импортные автомобили – это ни в коем случае не индульгенция и «не право немного подзаработать за счет потребителей, которым, кстати, тоже не сладко». Уже оказанные меры по господдержке автопрома думский спикер считает авансом, который обязательно придется отработать. Стоит отметить, что за последние несколько дней уже многие единороссы высказались негативно по поводу этой, впрочем, заранее предсказанной всеми экспертами реакции отечественных заводов на повышение пошлин. Ведь такой шаг фактически свел на нет весь тот пиар, который был развернут после акций в Приморье и жесткого ответа на них со стороны федеральных властей.
Остаток речи Грызлова представлял собой коктейль из перечисления мер господдержки автопрома, напутствий производителям начать наконец-то выпускать качественные авто, краткого изложения некоторых положений «Стратегии-2020» и патриотических лозунгов. Повышение таможенных пошлин на иномарки спикер еще раз назвал «необходимым, несмотря ни на какие политические факторы и давление». Обещал, что если уже принятых протекционистских шагов будет недостаточно, то последуют и другие. И даже озвучил одну перспективную задумку: ревизию всех контрактов на госзакупки, чтобы за бюджетные деньги приобреталась только отечественная техника. Кроме полностью отсутствующих в стране аналогов, естественно. Грызлов заявил, что емкий российский рынок нельзя отдавать на откуп продавцам секонд-хенда. В перспективе четыре из пяти продаваемых в России авто должны быть произведены здесь. Если этого добиться, патетически произнес он, «то когда-нибудь конкуренты будут глотать пыль от ушедших вперед «КамАЗов» не только в буквальном смысле, но и в переносном».
Чемезов был более конкретен. И кроме констатации общемирового кризисного положения в отрасли был готов поделиться новыми идеями о его преодолении. Например, об облегчении доступа предприятий к госгарантиям или о снижении налога на добавленную стоимость в автобизнесе с 18 до 12%. Все это, по его словам, позволит думать не просто о выживании, но даже и о дальнейшем развитии.
Прессу после этих VIP-выступлений попросили удалиться. Как стало известно «НГ», по итогам мероприятия должна быть выработана некая резолюция, где все высказанные новые инициативы автопрома, судя по всему, получат партийное благословение.
Между тем в распоряжении «НГ» оказался список автомобилей участников вчерашней встречи. Так вот, там авто чисто отечественных марок нет. В основном «Мерседесы», а также «БМВ», «Лексус», «Вольво», джип «Ауди Q7», тойотовские внедорожники. Патриотизм, поддерживаемый собственной пятой точкой, судя по этому списку, только-только начинает пробивать себе дорогу. Например, за одним из замов Чемезова – гендиректором холдинга «Русские машины» значилась «Волга Сайбер» – перелицованный «Крайслер» прошлого поколения. А еще представитель компании «Соллерс» – бывшего «Северсталь-авто» – прибыл на экстравагантном внедорожнике «Сан Янг Кайрон». Их эта автокомпания и собирает в России из корейских комплектующих.