Обама рядом с гербом президента США.
Фото Reuters
В свой первый день в Белом доме Барак Обама повторно принял присягу в качестве президента США. Это связано с тем, что председатель Верховного суда США Джон Робертс, зачитывавший текст присяги в ходе инаугурации, ошибся в порядке слов и Обама был вынужден повторить текст с ошибкой. Однако присяга включена в Конституцию и изменять ее нельзя. На этот раз в присутствии узкой группы журналистов Обама и Робертс повторили процедуру. Уже без ошибок.
Обама сразу же постарался показать американцам, что его предвыборные заявления – не пустой звук. Он подписал два указа, одним провозгласил «открытость и прозрачность» власти и отменил ряд ограничений на доступ публики к документам государственных ведомств», а другим заморозил зарплату самым высокопоставленным чиновникам Белого дома – тем, кто получает 100 тыс. долл. в год и выше.
Слова президента, что впредь он не допустит «бизнес по-прежнему», относят к Джорджу Бушу, который не сможет уже помешать преданию гласности документов периода его правления. «Семьи затягивают пояса, также должна поступать и администрация», – охарактеризовал Обама смысл второго указа.
Прошли совещания с генералами и сотрудниками Совета национальной безопасности, а также экономическими советниками. В них, правда, не смогли участвовать лица, еще не прошедшие утверждение их кандидатур Сенатом.
От СНБ и генералов Обама добивался оптимального плана сокращения американского воинского контингента в Ираке. Предвыборное обещание вывода боевых бригад в течение 16 месяцев не упоминалось, но «висело в воздухе». Президент явно добивался консенсуса в условиях, когда многие военные опасаются поспешной эвакуации.
На другой день отложили подписание указов о закрытии тюрьмы в Гуантанамо и запрете негуманных методов обращения с подозреваемыми в терроризме. Вместо этого Обама по телефону пообщался с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом, председателем ПНА Махмудом Аббасом, президентом Египта Хосни Мубараком и королем Иордании Абдаллой бен Хусейном.
О чем говорят первые шаги Обамы? Разумеется, он помнит о своих обещаниях и стремится их реализовать. Но только тогда, когда есть консенсус. При том не только в широких общественных, но и правящих кругах. Такое согласие достигнуто о тюрьме в Гуантанамо, но еще его нет о сроках ухода из Ирака.
Ожидалось, что Обама будет действовать по мировым проблемам без спешки, но события в секторе Газа вынудили его срочно вмешаться. Не случайно некоторые эксперты связали выбор Тель-Авивом сроков операции в Газе с приближением смены хозяина Белого дома. Обама уже дал срочное задание заняться этой проблемой госсекретарю Хиллари Клинтон. Уже известен президентский спецпосланник в регионе. Это Джордж Митчелл, бывший лидер демократов в Сенате. Он идеально подходит для этой роли по своему происхождению – сын выходца из Ирландии и эмигрантки из Ливана, успешный посредник на переговорах по урегулированию в Северной Ирландии.
В то же время новый хозяин Белого дома, похоже, считает, что другие внешнеполитические направления «могут подождать». Это касается и отношений с Россией. Причем дело не только в отсутствии событий, требующих быстрой реакции. Нет консенсуса, из которого предпочитает исходить Обама. Взгляды на отношения с Россией влиятельных лиц даже в ближайшем окружении нового президента не совпадают. Есть Хиллари Клинтон, уже успевшая назвать в числе важных задач продолжение переговоров с Москвой в области контроля над вооружениями. Но есть и вице-президент Джозеф Байден, проявивший себя громкими заверениями в адрес президента Грузии Михаила Саакашвили и резкими словами в адрес Кремля. Еще больше сторонников «громкой фразы» в адрес России в рядах обеих партий в Конгрессе.
Не случайно в инаугурационной речи не упомянута Россия. Разве что говорится о необходимости иметь дело с «бывшими врагами». Получается, что повестка дня таких переговоров еще должна созреть.
На этом фоне выглядят нереалистичными предсказания некоторых СМИ о скором визите (в апреле) Барака Обамы в Москву. По сведениям, полученным «НГ» от высокопоставленного российского дипломата, такой визит не может быть организован раньше, чем определится повестка дня российско-американских контактов. Для этого необходимо сначала провести как минимум одну встречу между руководителями внешнеполитических ведомств.
Именно поэтому, утверждает наш источник, организация встречи между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Хиллари Клинтон рассматривается в качестве основной задачи. Такую встречу планируется устроить при первой возможности в кулуарах ближайшего международного совещания. Видимо, в России не рассчитывают на возможность проведения в самом скором времени переговоров на высоком или высшем уровне непосредственно в Москве или Вашингтоне.