Аппаратчики Думы, несмотря на ущемления, не готовы расставаться с теплыми местами.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В новый год Государственная Дума вступила с новым положением об оплате труда работников аппарата нижней палаты. Как известно, руководство ГД объявило о том, что в кризисное время думцы постараются экономить на чем только можно. Судя по документу, одним из источников экономии станет парламентский аппарат. Впрочем, его сотрудники бежать с Охотного Ряда не спешат. Они объяснили «НГ», что небольшая зарплата компенсируется многочисленными льготами.
Председатель Госдумы Борис Грызлов утвердил новую систему оплаты труда 24 декабря, но в силу она вступила с нового года. Основной смысл документа заключается в том, что почти всеми зарплатными делами думских чиновников станет заниматься руководитель аппарата нижней палаты Алексей Сигуткин.
В бумаге, которую «НГ» получила даже раньше, чем некоторые высокопоставленные думские аппаратчики, подробно расписывается, из чего же складывается денежное содержание госслужащего, обслуживающего депутатов ГД. Оклады за должность и классный чин составляют сущие копейки – по нескольку тысяч рублей. Основной источник существования думского чиновника – дополнительные выплаты. За выслугу лет, за особые условия работы, за сопричастность к государственным секретам и т.д. Но основной источник денег – так называемая премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
Однако это лишь юридически корректная формулировка, за которой скрываются прежние квартальные, полугодовые и годовые выплаты в размере нескольких совокупных окладов. С ними-то, согласно новому положению, не все гладко. Например, указывается, что сотрудник аппарата может быть такой премии лишен. Но, написано в документе, «невыплата указанной премии не является дисциплинарным взысканием». Источники в аппарате ГД сообщили корреспонденту «НГ», что такая запись появилась скорее всего для того, чтобы лишенный денег сотрудник не смог жаловаться в профсоюз или какую-нибудь комиссию по трудовым спорам. Они же предположили, что сэкономленные деньги руководители управлений и отделов аппарата смогут перераспределять по своему усмотрению в пользу тех работников, которые ведут себя правильно. То есть исполняют все, что им прикажут.
Интересно, что такое же мнение высказал и координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. Более того, он полагает, что отказ признавать лишение премии наказанием, а стало быть, и полная свобода аппаратного начальства не объяснять подчиненным, за что оно их обидело, как раз и направлен на создание фонда свободных финансовых средств. Ведь из федерального бюджета ресурсы на зарплату аппарата выделены и их надо потратить.
Официальные лица прокомментировали эту ситуацию по-иному. Например, замначальника управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Александр Уланов объяснил, что не выплачивать премию могут, положим, новичкам, которые никак себя не проявили. Или каким-то другим сотрудникам, которые в определенный период работали не слишком активно. Уланов сообщил, что именно так и устроена система допвыплат во многих управлениях аппарата ГД. У начальника есть некий фонд, который он распределяет по своему разумению и по конкретным заслугам. По этому поводу Решульский заметил, что если отказ в выплате премии был бы наказанием, то работнику необходимо было бы сказать, за что конкретно его наказывают. А раз это не наказание, то с ним нечего и говорить.
Впрочем, корреспондент «НГ» так и не заметил на Охотном Ряду очереди желающих немедленно уволиться. Хотя многие аппаратчики и горько шутят: мол, денег платят мало, а имеют за это по полной программе. Тем не менее для многих из них ведомственная поликлиника, подмосковные санатории, пансионат в Дагомысе, школа на Кутузовском проспекте, детсады на Таганке или, наоборот, за городом и т.д., и т.п., видимо, важнее денег. А еще у сотрудников аппарата (высокопоставленных) есть возможность получения льготных путевок и экскурсий по разным интересным местам нашей страны. Кроме того, в Госдуме некоторое время назад давали земельные участки в Подмосковье. А когда-то и квартиры в Москве. И все это по заниженным расценкам. Правда, как заметил вчера один из аппаратчиков, в последнее время все эти натуральные льготы становятся все более фиктивными. Скажем, дали землю почти бесплатно, но за свет, воду и газ потребовали такие деньги, что выплатить их смогли только депутаты.