У Медведева и Чайки свой подход к рыночной экономике.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера на встрече с генеральным прокурором страны президент сообщил, что направил в Государственную Думу законопроект, наделяющий ГП РФ дополнительными полномочиями. С этой целью претерпит изменения одна из статей Гражданского процессуального кодекса. Накануне Дмитрий Медведев провел встречу с главой Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым, обсуждался тот же вопрос. Эксперты «НГ» усматривают в такого рода попытках государства бороться с безработицей антирыночный аспект.
Подписанный президентом документ изменит ст. 45 ГПК РФ, предоставляя право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту социальных прав граждан. Медведев пояснил: «Речь идет о праве на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах на основании обращения к прокурору граждан». И подчеркнул, что «эти положения имеют особо важное значение сейчас, учитывая напряженность на финансовом рынке и на рынке труда».
Инициативу главы государства Юрий Чайка полностью одобрил, поскольку законопроект в случае его принятия «даст возможность прокурорским работникам более весомо бороться с нарушениями закона по обеспечению прав граждан».
Озабоченность проблемой грядущей безработицы проявил вчера и глава правительства. «В первую очередь будем пристально отслеживать ситуацию на рынке труда. Эти вопросы включены в проект плана заседаний правительства», – сообщил Владимир Путин на заседании президиума правительства. Ситуация в этой области действительно выглядит критической. По данным фонда «Общественное мнение», после праздников не выйдут на работу более 8,5 млн. человек. По данным Минздравсоцразвития, на конец 2008 года 1,454 млн. безработных граждан зарегистрированы в органах службы занятости. О состоявшихся или предстоящих увольнениях сообщили 10,3 тыс. организаций из всех регионов России.
Между тем эксперты с большой осторожностью относятся к идее привлечения прокурорских работников к решению проблемы. Бывший глава экономического управления президента Антон Данилов-Данильян, ныне председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты, уверен – это самый простой путь справиться с нарастающими тенденциями безработицы: «Кошмарить бизнес у нас – настолько привычное дело, что, похоже, люди не особо задумываются, когда начинают соответствующие рекомендации выдавать.
Наша правоприменительная практика зачастую расходится с соответствующими законодательными установками. Хотелось бы, чтобы спрашивали и бизнес: в какой степени прокуратура занимается собственно надзором, а в какой – она уже мешает тому самому процессу оздоровления, которым сопровождается каждый кризис».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров увидел в наделении прокуроров дополнительными полномочиями подмену понятий: «Реальной борьбы с кризисом быть не может, а продемонстрировать заботу о трудящихся таким образом можно». По мнению эксперта, это попытка негодными методами бороться с кризисом: «Одновременно работодателей подталкивают к массовым увольнениям, потому что с 1 января 2009 года вдвое повышен минимальный размер оплаты труда. Это означает, что усиливается давление на работодателя, потому что автоматически растет средний размер оплаты труда. На уровне страны в целом это выглядит нестрашным, потому что у нас очень велик разрыв между минимальной и средней оплатой труда, а для некоторых регионов, и в первую очередь для северокавказских республик, это опасная вещь – там средняя оплата гораздо меньше, чем по стране в целом, отличается от минимальной, и, если правительство повышает минимальный размер оплаты труда, оно заставляет работодателя либо в условиях кризиса находить дополнительные средства, чтобы увеличить людям зарплату, либо увольнять их. Вот эта составляющая в действиях правительства и прямое подталкивание работодателя к увольнениям не анализируются и не учитываются. Вместо этого Медведев демонстрирует заботу о занятых, о трудящихся с помощью прокуратуры».
Удивление вызвала апелляция власти к силовикам у независимого политика Владимира Рыжкова: «В других странах такими вещами государство не занимается. Мы не слышим о том, чтобы прокуратура Германии, Италии или Америки занималась увольнениями. Во всем мире это вопрос трудового законодательства и профсоюзов. Понятно, что профсоюзы у нас чисто формально существуют, в основном только на бумаге. Но все эти прокурорские меры только усугубляют эту ситуацию в экономике. Потому что предприятиям и так сейчас очень тяжело, а когда во время кризиса приходят прокуроры, это окончательно добивает те из них, которые сегодня всеми силами стараются выжить. Лучше бы Медведев без всяких прокуроров принял другое решение – заморозил тарифы естественных монополий хотя бы на год. И одна эта мера, которая не требует ни прокуроров, ни милиционеров, такую оказала бы поддержку нашей реальной экономике, что позволила бы сохранить десятки, может, даже сотни тысяч рабочих мест».
История привлечения силовиков для разрешения экономических вопросов в России давняя, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Привычка использовать Генпрокуратуру как основной инструмент экономического регулирования идет со времен разборок с Гусинским». Эксперт отмечает важную деталь: «Нашим юристам несвойственно знание законодательства РФ, и, вполне возможно, что люди, апеллирующие к Генпрокуратуре, просто не понимают, как мало прав дает гражданам России Трудовой кодекс. Нужно создавать новые рабочие места. В условиях депрессии неизвестно, что нужно производить, чтобы все купили, поэтому нужны общественные работы. Но у нас никто не знает, что главный принцип общественных работ – стараться использовать людей по специальности. У нас вообще об этом не задумываются, потому что общественные работы – это такое слово, что все сразу воображают себе концлагерь, и на этом все заканчивается».
Наделение прокуратуры дополнительными полномочиями в области борьбы с безработицей выглядит мерой паллиативной. Когда лечится не болезнь, а ее внешние проявления. Таким образом, экономическое недомогание страны загоняется внутрь, не получая подлинно оздоровительных процедур. В обычных условиях кризис всегда приводит к коррекции механизмов рыночного саморегулирования. Усиление государственного вмешательства чревато продлением депрессии. В том числе и политической.