Спутник «ГЛОНАСС-М» нового поколения – пока выставочный образец.
Фото Виктора Мясникова
Правительство предлагает узаконить наконец относительно новый, но бурно развивающийся вид деятельности – навигационную отрасль. Обозначенная цель – сделать обязательным применение российской системы ГЛОНАСС для военных, транспортников, геодезистов, землемеров и других государственных людей. Законопроект направлен в Думу с рекомендацией принять поскорее. И депутаты медлить не намерены – несмотря на то что ГЛОНАСС должен заработать не раньше 1 января 2011 года.
Проект закона «О навигационной деятельности» в первом чтении предполагается принять 26 декабря – на последней перед зимними каникулами пленарке. Это неудивительно – депутаты вместе с текстом получили письмо, подписанное главой правительства Владимиром Путиным. «Учитывая значение указанного законопроекта, в том числе для широкомасштабного использования отечественной спутниковой навигационной системы в интересах различных отраслей экономики, обороны и безопасности РФ и международного сотрудничества, правительство РФ считало бы целесообразным включить рассмотрение законопроекта в число приоритетов», – вежливо, но твердо указал лидер ЕР подчиненным депутатам.
А значение это прописывается прежде всего в статье 4, которая указывает на особенности применения ГЛОНАСС в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Тут названы конкретные отрасли: эффективность управления транспортными потоками, повышение уровня безопасности при перевозке пассажиров, а также опасных грузов, геодезические и кадастровые работы. Вся техника и любое оборудование, в том числе, естественно, военные, в обязательном порядке должны быть привязаны к ГЛОНАСС. Однако в конце законопроекта указано, что все это станет по-настоящему обязательным лишь с начала 2011 года. Таким образом косвенно признается – сейчас российская система навигации полноценно не работает. То есть ошейник для путинского лабрадора остается пока изделием не серийным, а эксклюзивным.
В законопроекте, как и положено, указывается, что навигационные данные предоставляются всем пользователям ГЛОНАСС «на безвозмездной основе и без ограничений». Впрочем, почти – правительство определит список территорий и объектов, где ГЛОНАСС будет находится в «режиме безопасного функционирования», то есть или не работать вовсе, или злонамеренно ошибаться в координатах.
Правительство между тем предлагает закрепить за собой еще одно полномочие – создать при необходимости «федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления и оказания услуг для федеральных государственных и иных нужд». Как сообщили «НГ» компетентные думские источники, эта структура нужна будет тогда, когда ГЛОНАСС разовьется и ее пользователи захотят получать услуги не только по определению своего местоположения, но и любых других объектов. Например, транспортные предприятия смогут получать данные о местоположении всей своей техники, в обязательном порядке оборудованной приемниками ГЛОНАСС. И за такую услугу, конечно, придется платить – судя по всему, тому самому федеральному сетевому оператору.
В 2011 году космическая группировка ГЛОНАСС должна насчитывать 30 спутников. Это позволит обеспечить гарантированное получение навигационного сигнала по всей поверхности планеты. Понятно, почему закон о ГЛОНАСС планировалось принять именно к 2011 году. Однако закон определяет не только функционирование спутниковой системы, но и само ее создание, а также регламентирует разработку единой технологической платформы для наземной аппаратуры, комплекса управления, создание компьютерных сервисов, разработку и серийное производство потребительской аппаратуры, внедрение спутниковой навигации на транспорте, геодезическое и картографическое обеспечение. Все это надо создавать уже сейчас. И закон о ГЛОНАСС давно запаздывает, его следует принимать незамедлительно.
Стремительно развивающийся рынок информационно-навигационных услуг привлекает бизнес-структуры. Но деятельность в этой сфере в России регулируется государством. Сейчас идет разработка нормативной базы ГЛОНАСС и системы сертификации навигационных услуг. Роскосмос посчитал, что курировать эти проекты лучше одной крупной структуре – федеральному сетевому оператору. В рамках частно-государственного партнерства было зарегистрировано ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС), уполномоченное осуществлять данную деятельность. Учредителями выступили дочерние компании АФК «Система» – «Ситроникс» (25,5%) и концерн «РТИ Системы» (25,5%) – совместно с Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения (49%).
Основные направление деятельности НИС: координация разработок, производство и предоставление потребителям информационно-навигационных услуг, организация массового производства, продажи и обслуживания навигационной аппаратуры. Кроме того, компания является координатором по нормативной базе и созданию системы сертификации навигационных услуг.
Предпринимаются попытки со стороны других компаний разрушить монополизм АФК «Система» и тоже зарегистрироваться в качестве федеральных сетевых операторов, но шансы их невелики. Соответственно нет у них и доступа к средствам Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», по которой до 2011 года ассигнуется на развитие сегментов ГЛОНАСС 67 млрд. руб.
В США оператором национальной навигационной системы GPS является Министерство обороны. В гражданском секторе разработкой потребительской аппаратуры занимаются операторы телекоммуникационных сетей, производители электроники и компьютерных программ независимо друг от друга. Единые требования по точности аппаратуры и другим показателям предъявляет Федеральная комиссия США по связи. Благодаря конкуренции происходит быстрая смена технологических поколений и снижаются цены.
В России, к сожалению, при бурном развитии рынка возникает множество фирм, которые лишь столбят место, обзаводясь необходимыми документами. Их цель – не производство и оказание услуг, а желание выгодно продать бизнес.