Игорь Юргенс намерен придумать новый общественный договор.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Институт современного развития (ИНСОР) выступил с инициативой в условиях кризиса заключить новый общественный договор власти и общества. По мнению экспертов института, прежний договор, включающий отказ от некоторых демократических норм в обмен на стабильность и безопасность, утратил прежнюю значимость. Инициатором налаживания диалога с властью от имени общественности, на их взгляд, должен выступить российский бизнес. Впрочем, как выяснила «НГ», бизнес пока не готов к новой роли.
Созданный год назад ИНСОР, попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, подводя итоги работы, выступил с инициативой в условиях экономической нестабильности заключить новый договор между властью и обществом. По мнению экспертов, общественный договор, который был заключен с обществом восемь лет назад, когда президентом был избран Владимир Путин, утратил актуальность.
Суть прежнего договора сводилась к тому, что общество дает согласие на корректировку демократических прав и свобод в обмен на стабильность и безопасность, которые гарантирует государство. Правда, эксперты института не уточнили – кто представлял общественную сторону во время заключения этого договора с властью. К примеру, в начале 90-х годов прошлого века обществу был предложен договор в виде проекта Конституции новой России, которая была одобрена на референдуме в 1993 году. По словам представителя правления ИНСОРа Александра Аузана, государство сейчас не может гарантировать прежнюю экономическую стабильность: «Значит, нужно придумать новые формы общественного договора, но для этого прежде всего надо начать вести диалог с обществом. Правда, проблема заключается в том, что вести диалог с политическим сообществом, учитывая то, как устроена российская политическая система, равносильно ведению диалога самими с собой, то же самое и с гражданским обществом». Относительной свободой политических взглядов и воззрений, на взгляд эксперта, обладает лишь бизнес-сообщество, и вот с ним-то и надо налаживать диалог.
Между тем, как выяснилось, бизнес к ведению диалога с властью от имени гражданского общества пока не готов. «Разве что-то изменилось с тех пор, как государство установило определенные правила игры в отношениях с бизнесом и обозначило черту, за которую нельзя заходить?» – задался вопросом в беседе с «НГ» один из представителей российского бизнес-сообщества. «Я никаких таких перемен на себе не ощутил. Я поверю, что власть хочет слышать бизнес только тогда, когда лично премьер и президент публично выступят и объявят, что правила игры меняются. А пока этого не произойдет, самодеятельностью заниматься не имеет смысла. Мне есть что терять. Такие заявления могут делать только те, кому уже нечего терять и кто никакой реальной силы собой не представляет», – заключил собеседник «НГ».
Впрочем, в связи с кризисом правила игры все же были скорректированы. Бизнесу дан сигнал, что он может быть встроен в структуру «Единой России». И это станет залогом того, что предприятия начнут получать господдержку, чтобы не допустить массовых увольнений и вызванных ими общественных волнений.
По мнению политолога Дмитрия Бадовского: «Сомнительной выглядит идея, что бизнес может выражать сумму общественных настроений и вести от имени общества широкий диалог. Страна входит в кризис, происходит переоценка ценностей, меняется система социальных ожиданий. Этот процесс только начался, поэтому новый общественный договор может появиться уже после того, как появятся новые запросы».