Геннадий Гудков опасается, что сбор подписей превратится в непреодолимый барьер для партий.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
К мартовским выборам в России скорее всего будет отменен институт избирательного залога. Госдума в первом чтении одобрила соответствующую инициативу Заксобрания Пермского края. Документ пришел на Охотный Ряд за месяц до того, как эта идея прозвучала из уст президента в его Послании Федеральному собранию. Нет сомнений, что проекту обеспечен зеленый свет. Хотя не всем депутатам он одинаково нравится: «Справедливая Россия», к примеру, политическую новацию подвергла жесткой критике.
Пермские депутаты предложили проводить выборы в Думу без участия денежного залога – как стопроцентной гарантии регистрации того или иного партийного списка. Обосновывать политическую целесообразность законопроекта в прошедшую пятницу довелось первому заместителю председателя комитета ГД по конституционному законодательству Александру Москальцу. Парламентарий поведал коллегам о порочной связи между залогом и коррупцией. По его мнению, эта связь самая что ни на есть прямая, о чем в доступной депутатам форме и было доложено оратором: «Избирательный залог – это вообще-то деньги. А деньги, где бы они ни были, всегда имеют настоящего хозяина, и никто до конца вообще-то никогда и не знает цели этого хозяина, а бывает, не знает и самого хозяина, что совсем уже плохо».
Никто так и не понял, почему Москалец ополчился именно на деньги, которыми выплачивается залог, не обратив внимания на остальные средства, используемые в ходе выборов. Сомнительным выглядел и довод об анонимности некоего «хозяина»: деньги на залог всегда идут из избирательного фонда той или иной партии. Закончил свою речь Александр Москалец обещанием отменить залог на выборах всех уровней. Коммунисты забеспокоились: если партия обречена только на сбор подписей, а значит, надо бы на этот механизм тоже посмотреть более внимательно. На что докладчик ответил также высокохудожественно: «Никто никого здесь никуда не обрекает. За деньги можно вообще-то купить сегодня, ну какую-то гражданку на каком-то проспекте или же что-то еще. Но не надо покупать общество и его мнение за деньги».
Резко против инициативы пермских коллег выступил заместитель лидера фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков. Он назвал законопроект направленным против оппозиции: «Совершенно очевидно, что он дает лишний инструмент администраторам, которые будут отсеивать – кто должен пройти в тот или иной орган власти, а кто не должен», – сказал депутат. Все примеры из жизни, которые приводил Гудков, касались как раз сбора подписей, который, по его словам, при желании властей превращается в непреодолимый барьер.
Гудков предложил отменить и залог, и подписи одновременно, чтобы не было ситуаций, когда «у одних они очень хорошие и собираются за три дня, а у других совершенно плохие, как ни собирай». Депутата-эсэра одернул коммунист Сергей Обухов, избранный секретарем ЦК КПРФ на последнем съезде этой партии. Он выступил против «соревнования денежных мешков», назвал залог «одним из уродств буржуазного парламентаризма» и заявил, что коммунисты поддерживают его отмену. При этом Обухов сообщил, что словами Гудкова об ударе по оппозиции он сильно смущен: «Вы поддержали, господа из «Справедливой России», президента, он является верховным правителем страны, которому подчиняются все службы, вы являетесь элементом партии власти, никакая не оппозиция».
Интересно, что ранее некоторые коммунисты как раз сомневались в том, что отмену залога их фракция поддержит. Например, депутат Олег Куликов, рассуждая о демократизме предложений Медведева ликвидировать залог и резко снизить количество подписей для регистрации кандидатов, сказал «НГ», что дело не в их количестве, а в проверочных нормативах. «Если оставить нынешние, очень жесткие, то неважно, сколько подписей надо будет собирать, потому что необходимое для отказа количество недостоверных по-прежнему всегда можно будет найти и в одной тысяче, и даже в сотне».