Повышение с 11 января таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные иномарки не только подкрепит отечественный автопром, но и больно ударит по карманам серых дилеров. Именно с этим, а вовсе не с недовольством рядовых приморцев эксперты связывают недавние акции протеста во Владивостоке. Ведь правительство постаралось компенсировать потребителям возможные неудобства.
Предстоящее повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок – не первое за последние годы. Однако на этот раз правительство поступило куда более продуманно. Как сообщил Владимир Путин на совещании в Набережных Челнах, власти хотят побудить потребителя к покупке новых автомобилей. В первую очередь тех, что произведены на территории России, включая иномарки, которые собирают у нас. При этом для жителей Дальнего Востока, где цены на автомобили российского производства объективно выше из-за дорогой перевозки, предусмотрена нулевая ставка железнодорожных тарифов на транспортировку автомобилей из европейской части России.
Кроме того, все россияне смогут на льготных условиях купить в кредит любые собираемые в стране машины не дороже 350 тыс. руб. «Если человек в 2009 году по 3-летнему кредитному договору приобрел автомобиль, мы будем помогать ему выплачивать этот кредит, рефинансируя две трети процентной ставки ЦБ», – заявил Владимир Путин.
Касаясь приморской проблемы, Владимир Путин привел достаточно убедительные цифры: за полгода через Дальний Восток ввезли 350 тыс. иномарок, только 15 тыс. остались в регионе. «Остальное – чей-то бизнес, от которого страдают рабочие российских автозаводов», – сказал премьер.
Серый импорт неновых авто из Азии – бизнес прибыльный. Автомобиль проводится как набор запчастей («конструктор»), подделываются документы, а платятся не таможенные пошлины, а взятки чиновникам. Во Владивостоке даже детям известно, что именно так работают большинство местных дилеров. Однако экономическую проблему, лежащую скорее в плоскости криминала, чем честного бизнеса, некоторые пытаются политизировать. Так, например, лидер «несогласных» Гарри Каспаров, по данным его сайта, даже собирается во Владивосток, чтобы вновь поднять народ на борьбу с «режимом».
«В то время как системные партии – та же «Единая Россия» – пытаются разрулить проблему, маргинальная оппозиция, напротив, старается ее усугубить», – считает политолог Максим Григорьев. На этом, по его мнению, «можно получить не только политические, но и финансовые дивиденды. Ведь нормальный бизнес давно отказался от финансирования проектов «Каспаров энд компани» в силу их доказанной бесперспективности. А у владивостокских теневых бизнесменов денег полно, и они готовы их тратить, финансируя «несогласных», чтобы те раскачивали лодку в их интересах».
Кстати, в Приморье «несогласные» уже применили один из излюбленных своих приемов. Если читать оппозиционные сайты, может сложиться впечатление, что буквально весь Владивосток вышел на улицу протестовать против решения правительства. На самом же деле, по словам наших владивостокских коллег, подтверждаемым сводками МВД, количество участников было меньше в десятки раз. Так, во Владивостоке, по данным РИА Новости в последней акции участвовало не более сотни «протестующих». Большинство жителей недовольны многокилометровыми пробками, люди не могли проехать даже в аэропорт – дорога в него тоже была перекрыта.
В том же, что организаторами акции выступают вовсе не рядовые приморские автовладельцы, а бизнес-структуры, убедиться несложно. Собственно, никто ничего и не скрывает. Самый активный организатор мероприятия – некто Дмитрий Пенязь, депутат городской Думы Владивостока и по совместительству директор ООО «Веросса». Плюс к тому – председатель «Общества защиты автомобилистов» Приморского края, которое раньше называлось совсем по-другому. А именно: «Общество защиты автопродавцов Приморского края». Среди других организаторов мероприятий – директор авторынка и еще человек 10, каждый из которых, видимо по случайному совпадению, связан именно с автомобильным бизнесом.
Именно эти дельцы пытаются влиять на власть, и небезуспешно. Так, Заксобрание Приморья обратилось к президенту Медведеву и премьеру Путину с просьбой пересмотреть решение о повышении таможенных пошлин.
«Конечно, все эти акции протеста не имеют никакого отношения к проявлениям гражданского общества. Это попытки повлиять на власть с целью сохранения коррупционного бизнеса», – подтверждает Максим Григорьев.