0
858
Газета Политика Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

Черноморский флот РФ – главная проблема любой коалиции в Верховной Раде

Александр Караваев

Об авторе: Александр Караваев - руководитель службы политического прогнозирования ИАЦ МГУ.

Тэги: чф, флот, украина


чф, флот, украина В Украине давно размышляют над повышением арендной платы за базирование российских кораблей.
Фото Владимира Захарина

В эту среду курс гривны по отношению к доллару перевалил за 9. Для понимания ситуации напомню – последние пять лет валютный коридор гривны находился в пределах 4,5–5 гривен за доллар. Оцените сами – что для населения России означал бы двукратный скачок курса рубля в течение недели?

На таком фоне в украинской Раде между частью НУ–НС («Наша Украина» – «Народная самооборона»), Блоком Литвина и БЮТ наконец-то сформирована очередная парламентская коалиция. И, конечно, вполне логично, что раздел основных приоритетов в тексте опубликованного коалиционного соглашения начинается с вопросов экономики. В разделе внешней политики также не вызывает вопросов присутствие задачи адаптации национального законодательства к нормам ЕС. Наверняка этот пункт присутствовал бы и в коалиционном соглашении с участием Партии регионов. Бросается в глаза отсутствие упоминания России, впрочем, оно компенсируется в разделе национальной безопасности, где помимо приоритета борьбы с сепаратизмом фигурирует всего один конкретный пункт – «пересмотр всего комплекса нормативно-правовых актов, относящихся к юридическому статусу ЧФ РФ и порядку его пребывания на территории Украины до 2017 года».

Такой пункт в коалиции с участием БЮТ и Блока Литвина выглядит неожиданным, учитывая, что эти две силы последние месяцы не считали нужным педалировать тему, резко напрягающую отношения с Москвой, а также обсуждать, мягко говоря, неактуальный вопрос для текущей повестки дня. Если посмотреть на календарь – до выхода российского флота из Севастопольской гавани осталось девять лет, а если заглянуть в украинский кошелек – там 105 млрд. долл. внешнего долга и около 3 млрд. долл. задолженности по газу, которые надо выплачивать буквально сегодня-завтра, плюс к этому опасность банковского дефолта, вызванного 50% не оплаченных в срок валютных кредитов.

Строго говоря, на этот раздел коалиционного соглашения можно было бы не обратить внимания. Коль скоро политический истеблишмент Украины считает тему присутствия российского флота критически важной для безопасности страны, это надо обсуждать и вносить в политические программы. Но почему в таком случае в коалиционном соглашении отсутствует другая проблема украинской политики – нормализация двусторонних отношений с Россией, а также более важная проблема – расширение прав самоуправления областей?

Закрепив пункт по флоту в соглашении, непонятно, зачем Юлия Тимошенко акцентировала внимание на этом и назвала его в числе главных элементов договоренности коалиции. С ее слов получается, что пересматривать соглашения Рада собирается в ближайшее время. Вряд ли тема флота оказалась вынужденным компромиссом для присоединения к коалиции 37 из 72 депутатов НУ–НС. Единственным логичным объяснением того, почему Тимошенко решила обратить внимание на эту тему, является попытка перехватить инициативу у Ющенко. В течение второй половины года и особенно после нейтральной реакции Тимошенко на конфликт России и Грузии президент Ющенко обвинял премьера в предательстве национальных интересов. Говоря о проблеме флота, она тем самым пытается отобрать у Ющенко одну из популярных тем его риторики, застолбить за коалицией это обсуждение и таким образом предупредить возможные обвинения.

В Киеве давно говорят о повышении арендной платы за базирование флота. По мнению бывшего командующего ВМС Украины Бориса Кожина, стоимость аренды должна составлять 2,5 млрд. долл. в год из расчета 20 тыс. га земель плюс 4 млрд. долл. – за аренду объектов и еще около 3,5 млрд. долл. – за пользование имуществом. Расчеты Кожина нужно воспринимать как личное мнение бывшего украинского депутата Рады от народного РУХа. Но тенденция такова, что тема пересмотра стоимости аренды будет в числе главных обсуждаемых и в связи с экономическим кризисом. Для Тимошенко это неплохой способ поговорить о том, сколько можно вытянуть из России средств для облегчения бремени газового долга. Но это лишь перевод стрелок с реальных проблем.

Кроме того, пересмотр соглашений – длительный процесс, он не может быть решен без участия России. А участвовать в нем, не говоря о согласии заново просчитать стоимость аренды, Москва не торопится и имеет на то юридические основания, закрепленные Договором от 28.05.97 «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины». По этому соглашению действующая стоимость аренды крымских земель и инфраструктуры составляет 97,75 млн. долл., которые списываются как украинский государственный долг за импорт газа.

Получается замкнутый круг – раздутая проблема флота, когда до истечения срока соглашения остается девять лет, не может быть решена, но может стать дополнительным элементом демагогии для коалиции, которая не продержится и девяти месяцев. России остается хладнокровно наблюдать за кульбитами украинской элиты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3371
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2462
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1978

Другие новости