Завод в Воткинске готов к серийным поставкам «Булавы», но ответственность за качество ракеты ляжет на конструкторов.
Фото из энциклопедии «Военно-промышленный комплекс»
В предстоящий воскресный день, 21 декабря, намечено провести испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» с борта атомной подводной лодки Северного флота. Об этом сообщили в оборонно-промышленном комплексе.
На новейший стратегический комплекс возлагаются большие надежды. Он должен нести до 10 разделяющихся ядерных боеголовок на дальности до 8 тыс. км. То есть оружие мощнее представить трудно. К тому же предполагается, что он сможет преодолевать противоракетную оборону, незаметно, скрытно и филигранно маневрируя среди вражеских средств противодействия. В этом «Булаве» поможет уникальное свойство – квазибаллистика, то есть очень низкий в сравнении с обычными баллистическими боеголовками профиль полета и способность активно маневрировать по курсу с помощью гиперзвуковых двигателей.
Оружие сложнейшее и опаснейшее не только для противника, но и той стороны, которая приводит его в действие. Элементарная логика подсказывает, что все элементы функционирования должны быть отработаны тщательным образом. Всякие случайности должны быть исключены. Таким государственным актом – если хотите, сертификатом надежности – является принятие на вооружение. Это означает, что конструкторы отработали все досконально, можно развертывать серийное производство – проблемы с эксплуатацией данного типа оружия в войсках или силах флота полностью исключаются.
Но вот что мы читаем в сообщении ОПК по случаю предстоящих испытаний «Булавы»: «Это будет зачетный испытательный пуск. В случае удачи по его результатам будет принято предварительное решение о принятии «Булавы» на вооружение Военно-морского флота и начале серийного производства комплекса. Завершить испытания планируется в следующем году».
Шаг невиданный. Иначе говоря, не доведенную до ума стратегическую ракету передадут флоту. И – была не была! Конструкторские работы будут продолжаться. Но это утешение слабое.
А если учесть, что до сих пор из семи пусков «Булавы» четыре окончились неудачно, то получается, что решение о передаче в Вооруженные силы принято наобум Лазаря. Пусть даже предстоящее испытание пройдет удачно, соотношение в надежности стратегического комплекса все равно останется на уровне fifty/fifty. К тому же несколько ранее специалисты сообщали и обещали, что будет проведено не менее 12–14 испытательных пусков. Правда, это почти вдвое меньше, чем в советские времена.
К чему такой стратегический авантюризм?
Во-первых, здесь замешаны амбиции высших должностных лиц. Первоначально ставилась планка принять на вооружение «Булаву» в конце 2007 года, то есть до окончания срока полномочий одного главы государства и начала работы другого. ОПК и Минобороны по традиции советских времен шли к такому рубежу с трудовыми подарками. Потом перенесли окончательные сроки на год, но не справились. Еще переносить на год – конфуз. К тому же финансово-экономический кризис поджимает.
Во-вторых, душит системный кризис. Оборонка никак не может встать на ноги – молодых кадров кот наплакал, средний возраст специалистов близок к пенсионному, производственное оборудование оставляет желать много лучшего, об уровне мировых стандартов говорить не приходится. По сути, никто этим не занимается, а финансирование идет по остаточному принципу. Хотя в громких словах и обещаниях недостатка нет.
Тут еще атомная подлодка «Юрий Долгорукий» стоит почти под парами, только «Булавы» у нее до сих пор нет. Специалисты считают, что загвоздка именно в ракетной шахте подлодки. Но не курочить же почти готовый атомоход, в который вложены безумные деньги. Без стратегической ракеты «Долгорукий» никому не нужен – ни своему флоту, ни американской ПРО.
Впрочем, запускать такие огромные проекты с кондачка в России, к сожалению, становится делом привычным. Вспомним ГЛОНАСС. Как и «Булаву», ГЛОНАСС вице-премьер Сергей Иванов и иже с ним обещают сдать в эксплуатацию не первый год. Проектам же помельче, но с аналогичной судьбой несть числа.