Дмитрий Медведев не готов мириться с медлительностью депутатов.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера Дмитрий Медведев собрал на совещание руководителей собственной администрации, чтобы выразить недовольство ситуацией, сложившейся вокруг его антикоррупционного законопроекта. В этот же день в «НГ» вышли две статьи, посвященные двусмысленной позиции Думы в этом вопросе. Как известно, нижняя палата на год перенесла начало действия закона, тем самым пролонгировав существующий порядок на значительный отрезок времени. Что явно противоречит плану главы государства по немедленной реализации выработанных им норм. Эксперты считают конфликт между депутатами и главой государства отражением «бунта регионов», а также желанием чиновников подольше остаться под «золотым дождем» антикризисных вливаний в экономику.
На совещании Медведев подчеркнул: он хотел бы, чтобы «администрация вместе с нашими коллегами из Госдумы максимально внимательно отнеслась к рассматриваемому во втором чтении пакету антикоррупционных законов». «Я хочу, чтобы все, о чем договаривались и что содержится в моих предложениях, осталось неизменным, за исключением тех позиций, о которых была договоренность с руководством Государственной Думы», – заявил глава государства. «Все должно остаться в неизменном виде, так как это результат большой экспертной работы», – добавил Медведев.
Договоренности, о которых упоминал Медведев на встрече с руководством администрации, действительно имели место. Нижняя палата, как об этом уже писала «НГ», получила добро на несколько поправок, среди которых существенными можно назвать две. Одна касается следователей вообще и Следственного комитета при прокуратуре в частности. Для следователей отменяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности – как и для депутатов, сенаторов, прокуроров и судей. Другие поправки носят чисто декларативный характер: среди них, например, числится снижение «подарочного» порога, то есть стоимость подношений чиновникам не должна превышать трехтысячного барьера (глава государства первоначально предлагал установить пятитысячный разрешенный размер подарка).
Это все, что разрешил поправить в своем законопроекте президент.
А главное – он явно не ожидал, что депутаты дадут чиновникам годичную отсрочку. Как писала во вторник «НГ», некоторые парламентарии уже проявляют беспокойство по поводу того, что может быть поставлена под сомнение искренность власти, объявившей коррупции войну. Эксперты считают случившееся закономерным шагом главы государства. «Уже не в первый раз, – сказала в беседе с корреспондентом газеты руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская, – когда Дмитрий Медведев дает какие-то распоряжения, они тонут в болоте. Никто не кидается немедленно выполнять его указания. Надо признать: нынешняя система выстроена на страхе. И сегодня она для России, увы, более результативна...»
С другой стороны, Крыштановской понятна и позиция парламента. Эксперт указывает на мотивировочную часть думского решения, где говорится о том, что антикоррупционные меры будут дестабилизировать работу аппарата. И отмечает: «Коррупция воспринимается Государственной Думой как стабилизирующий фактор! То есть коррупция – это все нормально, это порядок, приплатил – и вот тебе все будет сделано... А если последует наказание, то это вызовет дезорганизацию...»
Эксперт указывает на сходство этой логики с порядками итальянской мафии, члены которой тоже говорили – если они не будут наблюдать за порядком в городах, которые находились под их эгидой, то население утонет в уличной преступности. У президента, указывает Крыштановская, другой взгляд на вещи: «Аппарат хочет сохранить статус-кво и в этой мутной воде продолжать ловить рыбку. А президент уже хочет завинтить гайки, ужесточить ситуацию, чтобы не допустить хаоса и дестабилизации».
Однако даже принятие самых строгих мер не будет результативным в борьбе с коррупцией, считает адвокат Генри Резник: «Все упираются не в принятие этого закона, а в некоторые меры, которые являются социокультурными, социальными и экономическими. Я думаю, что просто нужно сокращать чиновничий аппарат и отбирать у чиновников количество турникетов, на которых они кормятся».
С самого начала было ясно, что это будет трудный пакет, напоминает «НГ» глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Здесь задеты слишком высокие интересы – и чиновников, и связанных с ними депутатов. Медведев в принципе был готов к тому, что этот пакет будет заматываться. Но сейчас во время кризиса появился дополнительный фактор. Во-первых, заинтересованные лица, даже те, кто намерен подчиниться этому закону, склонны оттянуть его. Чтобы использовать конъюнктуру... В нашей банковской структуре огромное количество прорех, а государство тратит шальные деньги на ликвидацию последствий кризиса. Для кого-то это «золотой дождь». Надо просто находиться в «правильном месте». Конечно, они хотели бы, а это будет продолжаться в течение года, использовать это время по максимуму». На этот раз, отмечает эксперт, речь идет не о банкирах и олигархах: «Речь идет о чиновниках, которые оказались на путях прохождения денег».
Между тем кризис имеет еще и другую сторону – политическую, указывает Павловский: с точки зрения и чиновников, и региональных элит, кризис – возможность отыграться. «Эти люди ждали долго, – говорит Павловский. – Сегодня они считают, что могут поставить на место федеральный Центр, шантажируя его дестабилизацией государственного аппарата. И Медведев сказал им «нет».
В заключение Павловский осторожно заметил: «В наше время сказать «нет» – недостаточно. Надо еще и проследить за исполнением».