0
959
Газета Политика Интернет-версия

15.12.2008 00:00:00

Отблески перемен

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Кузнецова - директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества.

Тэги: ес, виза


ес, виза Европейцы смогут приезжать к нам без виз?
Фото ИТАР-ТАСС

В минувшую среду на встрече с членами Европейской ассоциации бизнеса министр иностранных дел Сергей Лавров сделал заявление, которое обозначило серьезные подвижки в визовой доктрине страны. Отвечая на вопрос о возможности введения безвизового режима со странами Европы, министр сообщил, что российские власти «готовы отменить визы хоть сегодня». Правда, лишь на условиях взаимности со стороны Европейского союза.

Это заявление оказалось неожиданным, поскольку прежде российские дипломаты давали понять, что по политическим причинам этот шаг в отношении Европы Россия не считает возможным. Остается только догадываться, какие внешние обстоятельства или внутреннее давление заставили российское руководство сменить точку зрения. Но чем бы ни была вызвана смена позиции – желанием сделать приветственный жест в адрес ЕС или потрафить ожиданиям среднего класса, как бы далеко ни собиралась российская власть зайти в реализации заявленного, очевидно, что последствия такого шага окажутся весьма масштабны. Осознает ли это российское руководство?

Во-первых, отмена виз для европейцев – если только это не дипломатический блеф – очевидно потребует смены той политической парадигмы, которой сегодня следует страна. Свобода въезда и передвижения по стране несовместима с политической и экономической автаркией, к которой мы стремительно приближаемся, и рецидивами поиска внешних врагов, якобы виновных в наших бедах. Выясняется, что полчища этих самых «врагов» завтра могут без предупреждения оказаться на наших улицах. Правоохранительным органам придется молча сносить иностранцев, бесконтрольно перемещающихся по стране, и осуществлять фейс-контроль прохожих, навскидку отличая кавказцев от смуглых южан-европейцев и путаясь в незнакомых письменах иностранных паспортов. Это потребует от властей существенно ослабить контроль в тех областях, где прежде он обосновывался любыми правдоподобными и неправдоподобными причинами.

Отмена виз расширит пространство свободы еще и потому, что приведет к другому непредусмотренному, но нежелательному для властей результату – Россия станет единой по крайней мере для категории иностранных граждан. Каким образом тогда российские власти смогут изолировать Чечню, Ингушетию, другие проблемные регионы от назойливого внимания туристов-экстремалов или журналистов? Сегодня доступ в эти районы контролируется с помощью виз, регистрации, постов, а завтра – в условиях отсутствия виз – для ограничения доступа придется объявлять их зонами проведения контртеррористических операций или чрезвычайных ситуаций. Но кто же тогда в мире поверит победным рапортам российских силовиков и местных правителей об умиротворении нестабильного Кавказского региона, о повышении благосостояния или искоренении коррупции?

Во-вторых, российские власти должны осознавать, что отмена виз возложит на них ряд серьезных обязательств. Взаимная отмена разрешений на въезд приведет к хаосу, если не будет сопровождаться наведением порядка в базах данных выдаваемых российскими органами власти документах. Их потребуется унифицировать и перевести на новые стандарты, что объективно тяжело в стране, где биометрическим называется паспорт, не содержащий ни отпечатков пальцев, ни инструмента идентификации человека по трехмерному изображению или сетчатке глаза.

Но самое главное, отмена виз может состояться лишь на условии открытия баз данных заграничных, утерянных, а возможно, и внутрироссийских документов для европейских пограничников и спецслужб, чему Россия латентно сопротивляется много лет. Таким образом, отмена виз в перспективе чревата полной утратой неформальных полномочий российских силовиков над гражданами, которые составляют один из основных рычагов влияния на общество.

В-третьих, переход к безвизовому режиму обострит проблему отсталой и неразвитой инфраструктуры. И сейчас в дни проведения крупных международных мероприятий Москва едва справляется с потоком туристов: номерной фонд столицы составляет скромную цифру в 219 гостиниц на 73 тыс. мест (более половины из них – без категории, а значит, не соответствует никаким стандартам), в то время как, например, в Париже число отелей достигает 843. Количество наиболее популярных у европейских туристов гостиниц средней ценовой категории остается недопустимо малым, а сегмент отелей премиум-класса растет значительно быстрее сегмента отелей эконом-класса.

Однако еще более остро проблема туристической инфраструктуры стоит в провинции. Туда неудобно или долго добираться, а лететь невозможно или же просто небезопасно; города не оборудованы указателями, дублированными на английском языке; наконец, не говорящие по-русски туристы лишены возможности ориентироваться в отдаленных городах кроме как по компасу ввиду отсутствия нормальных карт и схем.

Хотя заявления высокопоставленных российских чиновников, включая министра иностранных дел, часто остаются за областью реальных действий, маловероятно, что на самом верху не задумывались об этих и других последствиях отмены виз. Если власть действительно готова к либерализации в ряде сфер (что было бы неизбежно при переходе к безвизовому режиму), то это можно только приветствовать. Осталось дождаться практических шагов в этом направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1809
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1134
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
831
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1115

Другие новости