В Госдуму внесены поправки к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Главный их смысл – в уточнении роли общественных организаций в политической структуре страны. Разработчики законопроекта и сама общественность уверены, что с принятием закона эта роль возрастет.
Напомним, что 5 ноября в президентском послании Дмитрий Медведев потребовал усилить роль общественных организаций в жизни страны, в том числе в смысле участия их в выборах. В разработанном в парламенте законопроекте, в частности, оказалась предусмотрена 15-процентная квота депутатских мест для представителей общественности, вошедших в списки избирательных объединений. Эта норма тут же вызвала споры. Главный вопрос состоит в том, усилила или ослабила такая регламентация роль общественных организаций?
И разработчики законопроекта, и представители Общественной палаты России, опрошенные нами, уверены: в результате роль общественности в политическом процессе существенно усиливается.
«Законопроект предполагает, что в случае заключения между партией и общественной организацией договора о сотрудничестве и совместном выступлении на выборах не менее 15% мест должны быть отданы этой общественной организации, – объясняет член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Михаил Емельянов. – Наличие такого договора будет полезно как минимум по двум причинам.
Во-первых, партии и сейчас практикуют заключение перед выборами разного рода соглашений с влиятельными общественными организациями. Но, как правило, члены общественных организаций в парламент не попадают – немедленно по окончании выборов партии «забывают» о своих партнерах. Мы же хотим, чтобы представители общественности получили места в представительных органах власти, включая Госдуму.
Во-вторых, мы увеличиваем представительство в самой Государственной Думе. Мы стремимся, чтобы в парламенте страны были представлены самые разные партии и организации – профессиональные, национальные, так называемые категориальные типа партии автомобилистов и так далее».
Член Общественной палаты Вячеслав Гриб соглашается, что поправки в закон помогут общественным объединениям более активно участвовать в политической жизни, однако у него вызывает вопрос именно 15-процентная квота. «Почему 15? А почему не 70? – недоумевает Вячеслав Гриб. – Я думаю, что определять эти проценты должна не партия, а совместный союз общественного объединения с этой партией. Если у общественного объединения есть реальные авторитетные кандидаты, то процент у общественного объединения может быть даже больше, чем у партии».
Однако Елена Дьякова, член Общественной палаты и председатель президиума исполкома Гражданского форума УрФО обращает внимание на формулировку в законопроекте – «не менее». В том смысле, что поправки в закон ограничивают нижнюю планку количества депутатских мандатов для представителей общественности, но не ограничивают верхнюю.
«Мне кажется, этот законопроект достаточно конструктивен и может стать тем механизмом, который позволит институтам гражданского общества более активно развиваться, приобрести больший авторитет, – говорит Елена Дьякова. – Он наладит конструктивные отношения между политическими партиями, гражданами и собственно общественными организациями, их представляющими. Мне кажется, это очень неплохая идея».
Дискуссию вызвало также положение законопроекта о том, что общественные организации не будут иметь права выставлять списки кандидатов на муниципальных выборах.
«Это непонятная дискуссия, – говорит Михаил Емельянов. – Потому что тот факт, что общественные организации могли выдвигать такие списки – атавизм нашей правовой системы, поскольку если изменен порядок выдвижения списков на уровне страны и субъектов Федерации, логично сделать то же самое и на муниципальном уровне».
Депутат также напоминает, что общественные организации сохраняют право выдвигать кандидатуры глав муниципальных образований и кандидатов по одномандатным округам, они не могут выдвигать «только и именно списки кандидатов». «Выдвижение списков – это прерогатива партий, а не общественных организаций, – обращает внимание Емельянов, – не только у нас, но и в большинстве развитых демократий, на которые наши оппоненты так любят ссылаться. Этот шаг помимо всего прочего укрепляет роль политических партий – ведь их роль тоже надо укреплять», – замечает депутат.
Что же касается несоответствия законопроекта взглядам президента страны, то, по мнению и членов Общественной палаты, и депутата Госдумы, те, кто высказывает эту мысль, либо невнимательно слушали президентское Послание, либо по диагонали читали проект закона.
Так, Елена Дьякова настаивает: «Этот законопроект не только не противоречит Посланию Дмитрия Медведева, но ровно наоборот – предлагает конкретный и очень эффективный механизм реализации его тезисов о повышении роли общественности в жизни страны».