Дмитрий Рогозин настроен на конструктивный диалог.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Россия и НАТО приступили к размораживанию отношений. 18 декабря состоится встреча постпреда РФ при альянсе Дмитрия Рогозина с генсеком организации Яапом де Хоопом Схеффером – первая с момента кризиса на Кавказе. Затем, уже в январе, пройдет неформальное заседание Совета Россия–НАТО на уровне послов. Стороны не афишируют повестку предстоящих встреч и стараются снизить тональность заявлений. Но это не всегда получается.
О постепенном восстановлении отношений с Москвой было объявлено по итогам встречи министров иностранных дел альянса, состоявшейся в Брюсселе 2–3 декабря. Союзники договорились о применении «взвешенного и поэтапного подхода» и поручили генсеку НАТО возобновить взаимодействие с Россией на политическом уровне.
Напомним, что с августа в СРН не велась работа в обычном режиме, что привело к ограничению масштабов текущего практического сотрудничества. Теперь, судя по заявлениям сторон, они намерены наверстать упущенное.
Встреча Рогозина со Схеффером и заседание СРН будут неформальными, иными словами, по их итогам не будет приниматься каких-то решений. Предполагается, что эти мероприятия подготовят почву для контактов на более высоком уровне. Пока ничего не сообщается о возможности переговоров руководства НАТО с главой МИДа или президентом РФ, однако в частных беседах дипломаты отмечают, что это будет необходимо для полноценного восстановления связей.
Отвечая на вопрос «НГ» о том, что явится предметом обсуждения на предстоящих неформальных встречах, источник в штаб-квартире НАТО сказал: «Нам следует обсудить, как мы будем взаимодействовать в будущем». В частности, он отметил важность таких направлений, как Афганистан и борьба с терроризмом, по которым, кстати, сотрудничество не было прервано. Собеседник не исключил, что стороны затронут болезненную для всех кавказскую тему. Источник также сказал, что альянс не хотел заранее сообщать о встрече Схеффера с Рогозиным, однако «русские дали утечку».
В Брюсселе полагают, что раньше середины января не удастся организовать заседание СРН, что связано с затяжными каникулами.
Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, комментируя для «НГ» предстоящие контакты, высказал мнение, что это еще не полноценное возобновление отношений, а просто «пристрелка». Он выразил надежду, что его встреча со Схеффером пройдет «в дружественной конструктивной атмосфере и без полемики». «Я хочу выяснить, что на самом деле ему поручено министрами иностранных дел и как мы это будем делать вместе. Обсудим, какие встречи следует провести в следующем году и на каком уровне», – сказал посол.
Рогозин отметил, что Россия не заинтересована в конфронтации с альянсом, и подчеркнул, что «несмотря на грозные филиппики в наш адрес, НАТО не выставила никаких условий для возобновления связей». Если на пресс-конференции в первый день встречи глав МИДов альянса Схеффер говорил о постепенном и обусловленном восстановлении отношений, то в официальном итоговом заявлении, которое появилось утром следующего дня, соответствующая формулировка выглядела иначе. По оценке Рогозина, это означало, что в НАТО «поняли, что ставить Москве какие-либо условия было бы бесперспективно».
Грузинский и украинский вопрос, судя по всему, и далее будет служить серьезным раздражителем. Союзники, воздержавшиеся в декабре от предоставления Киеву и Тбилиси Плана действий по членству в НАТО, сохраняют линию на дальнейшее сближение с ними. В Москве это прекрасно понимают, но в определенных кругах реагируют весьма эмоционально.
Так, Дмитрий Рогозин не видит «никаких перспектив» для выдачи в ближайшее время Украине и Грузии ПДЧ. «В лице режима Саакашвили натовцы имеют не столько государство, сколько скандал и конфликт. А говорить о приеме в НАТО скандала или конфликта никто не может, – сказал посол РФ. – Грузия сейчас это не государство, а сплошная турбуленция и землетрясение. В НАТО работают рациональные люди. На публику они могут говорить разные вещи, в том числе о солидарной поддержке территориальной целостности Грузии, но на самом деле они все прекрасно понимают».
Что касается Украины, то, по оценке Рогозина, политическая ситуация там продолжает накаляться, а идея присоединения к НАТО не находит в обществе достаточной поддержки. Это служит тормозом для сближения Киева с альянсом. На просьбу прокомментировать свое обернувшееся скандалом высказывание о том, что в НАТО Украину «поматросили и бросили», Рогозин пояснил: «У нас особые отношения с украинским постпредом, который отказывается говорить по-русски. Вдобавок украинский министр в тот же самый день нахамил российским журналистам. Моя фраза, возможно, была слишком эмоциональной, но в том контексте она оказалась к месту. Она была обращена не к НАТО, а именно к конкретным должностным лицам украинской дипломатии, которые вели себя достаточно нахраписто и антироссийски. Поэтому и получили по заслугам».