Описания процессов появятся в интернете. Но без расшифровки имен их участников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Спустя месяц после Послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию ни одного анонсированного им законопроекта в Госдуму так и не поступило. Между тем депутаты уже создали межфракционную рабочую группу по реализации этого документа, а также приступили к исполнению по крайней мере одного прямого поручения президента.
Как известно, глава государства в своей речи 5 ноября предложил не только ряд политических новаций, но и некоторые меры по модернизации судебной системы страны. Например, Дмитрий Медведев прямо поручил нижней палате наконец принять проект закона об информационной открытости российских судов. Как уже писала «НГ», по странному совпадению депутаты через несколько дней после оглашения Послания вроде бы собрались принимать этот закон во втором чтении, но потом отложили его без указания точной даты. Глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин тогда объяснил «НГ», что все дело в сложных формулировках, которые сначала надо было составить, а потом согласовать между тремя высшими судами РФ. Однако он все-таки не рискнул дать прогноз, когда же закон, внесенный еще летом 2006 года, будет наконец-то одобрен в целом.
И вот вчера на Охотном Ряду стало известно, что второе чтение состоится уже сегодня. Решение было принято на Совете Думы в авральном порядке. Документ, оказавшийся в распоряжении «НГ», выглядит показательно. Обычно в текстах ко второму чтению для облегчения депутатам понимания, какие изменения внесены, последние выделяются жирным шрифтом. Однако с законом об информоткрытости судов у думцев явно будут сложности – его текст весь набран жирно. То есть первоначальная редакция, представленная от имени Верховного суда РФ, переписана полностью. Начиная от названия закона, которое теперь звучит так: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», и заканчивая датой его вступления в силу – только с 1 июля 2010 года.
Впрочем, содержание закона на самом деле серьезного обновления все же не претерпело: как и прежде, его концепция состоит в том, что вся судебная информация, если она конкретным судом не признается ограниченной для общего пользования, должна быть доступна всем желающим. В любых формах – письменных и устных запросах, через информационные стенды в помещениях самих судов, а также в сети интернет.
Правда, как выяснилось, хотя все многотомные гражданские и уголовные дела предписывается бросать во всемирную паутину в обязательном порядке, желающих их почитать может найтись немного. Ведь все персональные данные затронутых ими граждан из дел должны быть изъяты и заменены либо псевдонимами, либо условными инициалами – чем-то вроде NNN. Неудивительно, что один из причастных к шлифовке этого закона депутатов неожиданно поделился с корреспондентом «НГ» своими сомнениями насчет принципиальной его необходимости для нашей страны: «Сотни тысяч, миллионы мегабайт информации, которые придется загружать в интернет, да кому они будут нужны, кто их станет читать?» Из либеральных же нововведений можно отметить следующее: если информация, запрошенная гражданином, относится к категории общедоступной, то он не обязан отвечать должностному лицу суда на вопрос, зачем она ему понадобилась.