Предпосылки напряженности на Южном Кавказе не устранены.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В начале декабря произошли по крайней мере два события, обозначивших дальнейшие позиции непосредственных и косвенных участников кавказского кризиса. Собравшиеся в Брюсселе министры иностранных дел НАТО не сочли возможным предоставить Грузии искомый План действий по членству (ПДЧ) в качестве очередного шага на пути в альянс, однако подтвердили возможность членства Грузии (и Украины) в будущем, «если они по-прежнему будут этого хотеть и будут созданы необходимые условия для членства».
В подготовленном к этому же времени «Сообщении Еврокомиссии по «Восточному партнерству» было заявлено о выделении 1,5 млрд. евро в качестве финансовой помощи шести бывшим союзным республикам, в их числе и Грузии, а также о создании с их участием зоны свободной торговли, отмене для них визового режима без распространения льготных режимов на Россию.
Из сказанного следует, что если для Грузии последствия импульсивных и безответственных действий Михаила Саакашвили (что сегодня признано большинством международных аналитиков) на данном этапе обернулись потерей Абхазии и Южной Осетии, то для России, согласно западным оценкам, результаты вторжения в Грузию, «непропорционального применения силы» и дальнейшего обострения обстановки в регионе могут стать более долгосрочными.
Рассмотрение и анализ сложившейся ситуации стали предметом созванной в Стамбуле по инициативе Европейского центра по предотвращению конфликтов, действующего в рамках Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов, встречи политических экспертов России и Грузии. Участники двухдневной дискуссии попытались сопоставить свои представления о причинах сохранявшейся на протяжении целого ряда лет напряженности в отношениях между Россией и Грузией, приведшей не только к тяжелому вооруженному конфликту, но и к отчуждению наших двух ранее дружественных народов. В ходе обсуждения рассматривались возможные сценарии дальнейшего развития ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, выявлялись возможности постепенного снижения конфронтации.
Однако наиболее существенные предпосылки российско-грузинского конфликта и в целом напряженности на Южном Кавказе не устранены. Территория Грузии как основного транзитного пути для доставки каспийских энергоносителей остается конфликтной зоной. Конкурентная борьба продолжается, и это создает повышенные риски не только для планируемых Евросоюзом трубопроводов, но для безопасности самой Грузии. Окончательно не снят с повестки дня вопрос об интеграции Грузии в НАТО, любое положительное решение которого может, согласно заявлению российских официальных лиц, «спровоцировать более серьезный конфликт, чем августовские события в Южной Осетии» (см. заявление министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в Турции в «НГ» от 20.11.08).
Тем не менее, по мнению экспертов двух стран, необходимо использовать все имеющиеся возможности для восстановления и продолжения переговорного процесса между Россией и Грузией с учетом ранее допущенных промахов и ошибок. Грузинские эксперты признали, что после 2003 года руководство Грузии не прилагало необходимых усилий для достижения договоренностей с Россией, были сокращены межгосударственные и межпарламентские связи, на что неоднократно указывали оппозиционные партии. Но в результате августовского кризиса произошла консолидация нации, и теперь снижение конфронтации в отношениях с Россией могло бы быть лишь на основе реальных гарантий невозобновления вооруженного конфликта.
Российские эксперты, в свою очередь, указали на то, что, несмотря на обозначившуюся в результате конфликта смену парадигмы российской политики – отход от закрепленного в международно-правовых документах status quo территорий и признание возможности силовых методов в отношениях с «неудобным партнером», в интересах не только Грузии, но и России вернуться к переговорному процессу, подготовке и подписанию неоднократно предлагавшегося Россией договора о неприменении силы при решении спорных вопросов.
На Стамбульской встрече не было принято совместных заявлений, но члены группы независимых экспертов согласились в том, что: План Медведева–Саркози от 12 августа 2008 года должен быть полностью выполнен; обеим сторонам необходимо способствовать поиску мер, направленных на недопущение дальнейшей эскалации конфликта; необходимо также способствовать восстановлению доверия между обществами России и Грузии. В заключение был также намечен ряд шагов по созданию механизмов постоянного диалога между общественными группами Грузии и России.