Представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин выступил с идеей создания православных народных дружин для охраны правопорядка. Подобные замыслы, по мнению аналитиков и правозащитников, ведут к распаду населения на религиозные и национальные анклавы. Кроме того, у дореволюционной России уже есть негативный опыт привлечения добровольных охранителей «православия и народности».
Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин предложил создавать православные народные дружины для борьбы с уличной преступностью, поскольку милиция, по его мнению, не справляется с задачей охраны правопорядка, сообщает Интерфакс. Эта идея прозвучала в эфире радиостанции «Радонеж», когда священнослужитель отвечал на вопросы слушателей.
«У нас немало людей и группировок, которые сегодня буквально порабощают жизнь улицы, района, маленького города, села, и здесь, я считаю, православные дружины могут навести порядок в своем месте проживания, а через это – навести порядок и во всей России», – сказал священник.
Выступив на радиостанции, протоиерей Чаплин уехал в заграничную командировку, в связи с чем оказался недоступен для связи. Прокомментировать «НГ» заявление коллеги согласился епископ Егорьевский Марк (Головков), также заместитель председателя ОВЦС МП: «Народные дружины – идея сама по себе достаточно хорошая, но было бы ошибочным создавать именно православные дружины, потому что представители других национальностей и религий могут заговорить о своих дружинах. Такие отряды должны формироваться не по религиозному или национальному признаку. Можно говорить о каком-то другом участии общественности, в том числе религиозных общин, в наведении порядка, но православные приходы не могут заниматься патрулированием», – заключил епископ Марк.
Отреагировал на инициативу протоиерея Чаплина и начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин. Он напомнил Интерфаксу о соглашении по взаимодействию между РПЦ и МВД, предусматривающем формирование правосознания прихожан со стороны священников во время проповеди. Однако Грибакин пообещал, что «любые другие предложения об участии Русской православной церкви в охране общественного порядка будут рассмотрены руководством министерства в обязательном порядке».
Остается домыслить подробности идеи отца Всеволода. Представляется такая картина: рядом с милицейским патрулем по улицам шагают православные граждане, на рукавах которых вместо красных повязок с надписью ДНД, которые мы хорошо помним по советским временам, красуются повязки с изображением православного восьмиконечного креста. Возможно, ополченцам новоявленной ПНД (православной народной дружины) удалось бы одолеть некоторые социальные явления, например деятельность попрошаек или лжесвященников, от имени Православной церкви вымогающих у граждан подаяние.
Но как быть с более серьезными преступниками? Готовы ли прихожане православных храмов, в основном люди пожилые, дать отпор грабителю, насильнику или скинхеду? Или в дружины будут привлекаться только молодые натренированные мужчины из национал-патриотических объединений? Именно из этой среды часто звучит мнение, что тяжелые правонарушения в российских городах совершают приезжие, среди которых немало представителей иных религий. Националисты давно ждут разрешения властей действовать в соответствии со своими убеждениями. Уже сейчас появились сообщения, что лидер ДПНИ Александр Белов с одобрением откликнулся на предложение представителя Церкви.
Именно этого боятся представители иных религиозных общин в многонациональных регионах России. Свои опасения «НГ» высказал, в частности, председатель Централизованной религиозной организации «Казыятское управление мусульман Тюменской области» Фатых Гарифуллин. «Духовные люди должны заниматься сугубо духовными делами. Для охраны порядка существуют соответствующие государственные органы», – взволнованно отреагировал на инициативу протоиерея Чаплина Гарифуллин.
Идея православных народных дружин напоминает некоторые примеры из истории дореволюционной России. Тогда власть привлекала к охране «православия, самодержавия и народности» черносотенцев и охотнорядцев, развязавших против граждан страны настоящий террор.