Вчера в политическом поле РФ появился новый игрок – на своем первом съезде учреждена либеральная партия «Правое дело». Ее основой стало объединение трех политических организаций – СПС, Демпартии России и «Гражданской силы». Накануне, 15 ноября, все три правые партии объявили на своих съездах о самороспуске. Как считают партийцы, это было необходимым условием для того, чтобы отечественные либеральные силы начали новую жизнь в составе единого «Правого дела».
По мнению экспертов, правое большинство продемонстрировало здравый смысл, приняв единственно возможное решение для развития либерального движения в России. Необходимость объединения правых партий была настолько очевидна, что сомнений в исходе съезда не возникало практически ни у кого из наблюдателей.
Сюрпризов не произошло – уже через полтора часа после начала учредительного съезда было объявлено, что решение о создании «Правого дела» принято подавляющим числом голосов. Дальнейший разговор на съезде сразу принял рабочий характер – его участники и гости говорили о конкретных планах новой партии на ближайшее будущее.
Кредо новой партии в своем выступлении сформулировал один из лидеров «Правого дела», политолог Георгий Бовт, представлявший ранее «Гражданскую силу»: «Важнейшая задача сейчас – формулирование новых идей, в том числе идей смелых и нестандартных, как в экономике, так и в политике и общественной жизни. А также формирование нового политического стиля. Общественный диалог при этом должен происходить не на улице, его направление должно войти в конструктивное русло». Другой лидер новых правых, экс-лидер ДПР Борис Титов высказался в похожем ключе: «Мы будем предлагать ряд реальных мер по оздоровлению реального сектора нашей экономики. Пришло время правых».
Накануне уверенность в необходимости создания «Правого дела» звучала на съездах всех трех партий, которые перед грядущим объединением объявляли о своей самоликвидации. «Создание «Правого дела» – единственный легальный способ остаться в публичной политике. Любой из нас должен под этим подписаться», – заявил «НГ» делегат съезда от Приморского края Николай Морозов. «Единственный выход перед нами – это объединяться и существовать в легальном правовом поле», – такова позиция Игоря Кучеренко из Санкт-Петербурга. Представитель Марий Эл Вячеслав Маратканов тоже признал, что необходимо «перейти в новую форму». «Мы преобразуемся», – отметил и.о. председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман.
В других партиях, вошедших в «Правое дело», солидарны с коллегами из СПС. Как отметил по итогам съезда Демпартии ее лидер Андрей Богданов: «То, о чем мы говорили на протяжении всего своего существования, а именно об объединении демократических правых сил в одну партию, наконец-то сбывается┘ Я думаю, это последний шанс для правых, чтобы войти в реальную политику, в реальную власть».
Творческая интеллигенция, играющая в либеральной среде роль нравственного барометра, поддерживала объединительный проект с самого начала. Литературовед и правозащитник Мариэтта Чудакова, согласившаяся войти в высший совет «Правого дела» вместе с Анатолием Чубайсом и рядом других авторитетных фигур, объяснила свой интерес к проекту просто: «Потерянные идеи надо восстанавливать, в том числе и в умах избирателей».
Журналист Николай Сванидзе также уверен в том, что создание «Правого дела» – единственный выход для правых из сложившегося политического и организационного тупика: «Я считаю, что просто нет другого варианта. Можно сколько угодно спорить о том, какие альтернативы у право-либеральной партии: быть совершенно независимой или вступить в некие отношения с Кремлем┘ Нужно каким-то образом политически «обнулиться», начинать развиваться, другого варианта действий я просто не вижу».
«Несколько дней назад я присутствовал на «Деловой России» – на собрании были представители малого и среднего бизнеса, выступали Гозман, Титов, Бовт. Была живая полемика, а итогом встречи стало голосование «Нужна ли правая партия бизнесу?». 82% присутствующих посчитали, что нужна, – поделился впечатлениями накануне объединения демократов гость объединительного съезда «Правого дела» член Общественной палаты Сергей Ряховский. – Правая партия должна отстаивать либеральные, демократические ценности, защищать свободу слова, независимость судов и прочее. И главная цель правых, на мой взгляд, – это достоинство человека».
Не только общественные деятели, но и эксперты выражают уверенность: «Правое дело» сможет завоевать достойное место в отечественной политике. У новой политической структуры, как отмечают политологи, теперь есть все основания для осторожного оптимизма. Нелишне будет напомнить, что самого значимого успеха в истории правых партий добился «Союз правых сил» – и именно как объединение нескольких партий. На парламентских выборах 1999 года СПС, в который тогда входили ДВР Гайдара, «Новая сила» Кириенко, «Общее дело» Хакамады и т.д., набрал 8,52% голосов и получил в Госдуме фракцию. Теперь у объединившихся либералов, считают политологи, есть шанс как минимум повторить тот успех.
В частности, как считает замдиректора НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский, первым испытанием для новой партии «будет мартовский единый день голосования. Не думаю, что правых ждет фронтальный успех, но в заксобраниях некоторых регионов они вполне могут сформировать свои фракции».
Политолог Дмитрий Орлов уверен, что «при системной работе «Правое дело» может стать «партией шанса». Таким партиям Дмитрий Медведев и предложил давать один-два думских мандата в случае, если они набирают от 5 до 7% голосов». Но на этом история партии не закончится – по словам эксперта, «через одни выборы, возможно, правые смогут усилить свое представительство в Думе и стать полноценной парламентской партией».