0
1154
Газета Политика Интернет-версия

11.11.2008 00:00:00

Конфедерация по-кавказски

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Мальгин - кандидат политических наук, советник ректора МГИМО.

Тэги: конфликт, грузия, абхазия, осетия, турция


Иногда есть смысл обратить внимание не на те события, которые «изменили мир», а на те, которые подспудно готовят первые.

Сейчас на фоне экономического кризиса, американских выборов и в связи с объективной «усталостью» от событий внутри и вокруг Грузии закавказская ситуация ушла в тень. Вместе с тем в регионе объективно идут поиски параметров нового ландшафта политического и международного устройства.

Августовский вооруженный конфликт ненадолго сплотил политическую элиту и общество вокруг Михаила Саакашвили. Кухонный ропот недовольства мастером авантюр вылился в докризисный масштаб оппозиционного протеста в Тбилиси, отказалась уходить в политическое небытие (не без помощи «здоровых сил» в Вашингтоне) Нино Бурджанадзе. Другие, правда, пока не внушающие надежд на эвентуальную победу, политические лидеры Грузии стали снова вспоминать о своих властных амбициях. Процесс пошел! Процесс политический, что означает психологическое окончание военного самочувствия Грузии и соответственно появление возможностей для старта двусторонних и многосторонних дискуссий по существу ситуации в Закавказье. Ситуации стратегически неприемлемой ни для кого.

Выводя за скобки скандально начавшиеся и завершившиеся Женевские переговоры, попробуем сделать ряд констатаций и порассуждать о формате возможной стабилизации региона.

Август 2008 года показал отсутствие у всех внешних игроков заранее подготовленных четких «рецептов» в отношении региона. Плацебо в виде вступления в НАТО, равно как и дальнейшие военно-хирургические операции, – не в счет.

Конфликт и параллельные с ним международные события привели к повышению потенциальной роли одних внешних игроков – России и Турции и снижению роли других – НАТО и США. Снижение роли двух последних в значительной степени связано с концептуальным крахом предыдущей политики и неверными «кадровыми решениями».

Роль России в комментариях не нуждается, но Турция заслуживает отдельного внимания.

Анкара фактически после десятилетия слабо структурированной политики на постсоветском пространстве делает решительный шаг и предлагает региону Платформу стабильности и безопасности. Инициатива одновременно «продается» Москве и Тбилиси. Параллельно этому следует ряд шагов, которые сами по себе в другой период стали бы сенсациями. Речь идет прежде всего о символическом визите турецкого лидера в Ереван.

Собственная решительность привела турецкую политическую элиту одновременно в замешательство и эйфорию. Замешательство заключается в вопросе о том, а не позвать ли на помощь в реализации платформы Брюссель и Вашингтон? Если относительно Евросоюза ответ скорее «да», то американское участие вызывает опасение. Не будет ли так, как в ближневосточных и иранских инициативах Турции? Действия Анкары воспринимаются Вашингтоном как недопустимая вольность и фактически блокируются, хотя объективно турецкий вклад мог бы снизить накал напряженности. Эйфория же более примитивна – она зиждется примерно на тех же основах, что и турецкая политика в отношении постсоветской Средней Азии и Азербайджана в первой половине 1990-х годов. Думается, это все-таки уходящий феномен.

Россия, несмотря на имеющиеся энерготранспортные проекты, фактически только учится работать с Турцией по сугубо политическим вопросам. Нынешняя ситуация требует от Москвы активного и творческого подхода к турецким инициативам по Закавказью. Конкретные шаги могут быть весьма разнообразными, но есть один ограничитель. Артикулировать этот ограничитель можно, цитируя известного турецкого аналитика: «Турции достаточно российских военных на турецко-армянской границе, русские танки на грузино-турецкой границе нам не нужны». Все остальное, в том числе поездки турецкой абхазской диаспоры на торжества в Сухум, возможно.

Августовские события, несомненно, оживили традиционные дискуссии в связи с этнорелигиозной пестротой Закавказья и Грузии в частности. Новый статус Абхазии и Южной Осетии наталкивает на размышления о некой большей автономности для грузинских армян и азербайджанцев. Требование законно, но здесь важно не перейти опасную черту.

Единство и стабильность Грузии в ее нынешних границах являются несомненным императивом стабильности всего региона. Думается, официальная и экспертная Москва это понимает.

Период упрощенных решений сложных проблем в регионе давно и безрезультатно минул. Примитивное унитарное построение государственности стран региона не оправдалось. С тем чтобы сохранить и стабилизировать эту государственность, важно применять креативность, выходить на формы асимметричного, многоуровневого устройства. Только такой подход даст возможность инкорпорировать интересы центра и национальных групп.

Как ни парадоксально, но в своем идеальном виде такой подход даст возможность тому же Тбилиси выстроить отношения с «потерянными» Абхазией и Южной Осетией.

Помнится, не хотели бывшие автономии и бывший республиканский центр жить в рамках конфедерации. Наверное, и не могли. Для конфедерации или иного сценария подобного типа нужен как минимум взаимно признаваемый суверенитет субъектов взаимодействия. Сейчас, как опять-таки ни парадоксально, к этому условию стороны ближе.

Есть и еще один парадокс! Участие того или иного субъекта в одной конфедерации не исключает его же особых отношений с другими странами.

Могут ли подобные замыслы осуществиться? Да, если оперировать вышеуказанными возможностями мировой ситуации. Да, если международное сообщество, включая Россию, убедит Грузию отказаться от излишне поспешных и эмоциональных шагов по изменению своего международно-политического, в том числе военного, статус-кво. Да, если будут согласованные усилия и последующие международные гарантии по стабилизации региона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
635
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2359
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости