Андрей Макаров: «Чертовски хочется работать, как говорил Ленин...»
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Клуб «4 ноября», олицетворяющий либеральное крыло «Единой России», собрался в минувшую пятницу, чтобы обсудить президентское Послание. Пикантность ситуации заключалась в том, что на этот раз к паламенту обращался вовсе не лидер их партии, и поэтому, видимо, единороссы отказались от слишком серьезного формата обсуждения.
Глава клуба, главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, улыбаясь, предложил собравшимся ознакомиться с текстом доклада Дмитрия Медведева: «Если кто не читал, то вот, у меня есть┘» В ответ раздался дружный смех – шутку оценили.
Первым взял слово генеральный директор Консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев. Он от души порадовался тому, как элегантно Медведев использовал термин «придать динамизм» в отношении предстоящих стране экономических и политических новаций. Государственный пиарщик, как выяснилось, с облегчением узнал, что «крайне сомнительный термин «оттепель», «который некоторое время дискутировался», уходит в прошлое.
Политолог Иосиф Дискин озаботился судьбой хрупкой отечественной демократии. Именно ее принесет в жертву народ, склонный в тяжелую годину кризиса к авторитаризму, уверил собравшихся эксперт. Когда полки магазинов опустеют, строго предупредил Дискин, граждане во всем обвинят власть. И тогда социально-экономическая нестабильность перерастет в политическую. Дискин не знает, что со всем этим делать. Но делать что-то надо: «понять, обсудить, найти решение┘» Повздыхав, Дискин вспомнил, зачем пришел, и не совсем к месту воскликнул: «Но я согласен с президентом!» – словно ему кто-то возражал.
Адвокат и по совместительству депутат Госдумы Андрей Макаров долго ждал, когда возникнет конфликтная ситуация, в которую он с блеском вмешается. Ситуация все не возникала, и тогда он ее смоделировал. Юрист неожиданно оповестил собравшихся, что коллега Дискин согласен с Медведевым только по одному пункту – оценке кризиса. «Вам не нравится остальное? – трагически модулируя адвокатский тенор, Макаров пришпилил бедного Дискина к воображаемому столбу позора. – Уезжайте! Мы либералы, а не поджигатели!» Оратор откровенно хохмил. Его речь была малопонятна, но внушительна. Иногда попадались частично знакомые фразы: «┘Чертовски хочется работать, как говорил Ленин┘», а также другие перлы, которым могли бы позавидовать резиденты Comedy-club. Макаровское сердце тревожилось отсутствием важного термина в докладе главы государства. «Либерализм теперь – по-прежнему ругательство? Или это слово уже можно употреблять?» – иронически-озабоченно поинтересовался он у аудитории. От имени коллег, вступившись за Медведева, ему ответил Фадеев: «Президент намеренно не использует слово «либерализм», потому что оно уведет людей совсем в другое пространство┘» «Это обнадеживает!» – радостно воскликнул Макаров. В конце спича депутат, как и Дискин, вспомнил о личном: «Милиции позволено все!» И приступил было к обсуждению волнующей его темы, но Фадеев решительно пресек поползновения парламентария: «Здесь вам не юридический семинар».
В какой-то момент дискуссия едва не направилась по естественному пути – прозвучал вопрос: почему президент ничего не сказал о кризисе в собственной стране, ограничившись оценкой подрывной роли Запада? Фадеев и здесь за словом в карман не полез, ответив тоже в стиле Comedy: «В России только процентов 20 что-то знают про кризис, остальные просто не поняли бы президента». На этой оптимистической ноте обсуждение не закончилось, но яркие патетические сцены прекратились, и журналисты потянулись к выходу.