Финансово-экономический кризис может серьезно затронуть ведущую отрасль российского пиара – политологический и экономический консалтинг. Даже крупные экспертные структуры предвидят сокращение заказов. А слабые фирмы вообще исчезнут из консалтингового пространства.
Крупные политологические институты, дружественные администрации президента, такие как Институт общественного проектирования (ИнОП), Институт современного развития (ИНСОР) и Фонд эффективной политики (ФЭП), предвидят сложности в своей работе. По словам председателя правления ИнОПа Валерия Фадеева, «из-за финансового кризиса может сократиться финансирование различных социологических, исследовательских, политологических проектов по линии частных компаний, которые вовлечены в эту работу».
Президент ФЭПа Глеб Павловский настроен еще менее благодушно: «Пока все программы у нас реализуются в полном объеме. Но некоторые проблемы уже есть. Они не такие значительные, в неоплачиваемые отпуска мы своих сотрудников не отправляли. Уволишь человека – потом его трудно заменить. Ведь у нас не авторемонтная мастерская! Но кризис еще только начинается, посмотрим, что будет дальше». Уже сегодня, отметил Павловский, его фонд вынужден сократить число арендуемых помещений. С другой стороны, отмечает эксперт, в нынешней ситуации «есть своего рода справедливость»: «Он означает долговременное неправильное обращение с нашими ресурсами, с нашим потенциалом. И за это кто-то должен нести ответственность – в том числе и консультанты. Потому что кризис на самом деле начинается в головах...» Есть определенные опасения и в ИНСОРе. Как рассказал «НГ» исполнительный директор ИНСОРа Василий Липицкий, институт существует только за счет частного финансирования, и все договоренности со стороны частных инвесторов пока выполняются: «Но при этом не исключено, что жизнь может внести свои коррективы, и финансирование сократится».
Кризис, отметил Павловский, имеет и хорошие стороны: «Это провал всех форм оппортунизма. Мы всегда думаем: вообще правильно было бы сделать по-другому, но пусть все идет так, как идет... Это докризисное мышление. Кризис возвращает нас к пониманию простой истины: интеллектуально проработанная политика – это лучшая политика. Мы должны осознать, что безответственно относились к нашим преимуществам, нашим ресурсам – на всех уровнях: и государственном, и партийном».
В Институте региональной политики (ИРП) ожидают, что финансирование проектов из-за кризиса скорее всего сократится. По словам директора ИРП Булата Столярова, главное – изменится характер проектов: «Если раньше они были ориентированы на масштабный рост и «переваривание» инвестиций, сейчас самыми востребованными станут услуги по корректировке инвестиционных планов и программ как в части бюджетных расходов, так и в части расходов бизнеса». «Раньше нам чаще всего приходилось работать над стратегиями развития, – дополняет директор Института по федеральному и региональному консалтингу Марина Удачина, – теперь будут заказы на разработку антикризисных программ. А сокращение финансирования от региональных администраций в первую очередь объясняется тем, что расходы на НИОКР – это бюджетная статья, которая в условиях кризиса пойдет «под нож» первой, пусть это и не совсем разумно. Ведь в большинстве случаев именно грамотная антикризисная стратегия позволяет региону оставаться на плаву».
Рационализировать процесс своей деятельности в связи с кризисом намерены и социологические институты. Как рассказал «НГ» президент Фонда общественного мнения (ФОМ) Александр Ослон, первым делом под секвестр попадет издаваемый ФОМом журнал «Социальная реальность», теперь он будет выходить преимущественно в электронной версии: «По всей видимости, от бумаги не откажемся, мы сделаем верхушку айсберга на бумаге, а сам айсберг сделаем в электронной форме». У Ослона есть план по оптимизации работы фонда, включающий помимо прочего ускорение процесса обработки данных соцопросов.
При этом в целом, по мнению Павловского, кризис все же серьезно ударит по российскому политическому консалтингу: «Рекламные бюджеты на PR бизнесом рубятся одними из первых, предприниматели держатся за кошелек ликвидности и не хотят расставаться с ним ни под каким видом. К тому же менее предсказуемо ведут себя мелкие региональные заказчики и региональные власти, а западные корпорации одними из первых сократили свои заказы. Поэтому многие перспективные проекты уже свернуты».