0
641
Газета Политика Интернет-версия

07.11.2008 00:00:00

Политический PR готовится к кризису


Финансово-экономический кризис может серьезно затронуть ведущую отрасль российского пиара – политологический и экономический консалтинг. Даже крупные экспертные структуры предвидят сокращение заказов. А слабые фирмы вообще исчезнут из консалтингового пространства.

Крупные политологические институты, дружественные администрации президента, такие как Институт общественного проектирования (ИнОП), Институт современного развития (ИНСОР) и Фонд эффективной политики (ФЭП), предвидят сложности в своей работе. По словам председателя правления ИнОПа Валерия Фадеева, «из-за финансового кризиса может сократиться финансирование различных социологических, исследовательских, политологических проектов по линии частных компаний, которые вовлечены в эту работу».

Президент ФЭПа Глеб Павловский настроен еще менее благодушно: «Пока все программы у нас реализуются в полном объеме. Но некоторые проблемы уже есть. Они не такие значительные, в неоплачиваемые отпуска мы своих сотрудников не отправляли. Уволишь человека – потом его трудно заменить. Ведь у нас не авторемонтная мастерская! Но кризис еще только начинается, посмотрим, что будет дальше». Уже сегодня, отметил Павловский, его фонд вынужден сократить число арендуемых помещений. С другой стороны, отмечает эксперт, в нынешней ситуации «есть своего рода справедливость»: «Он означает долговременное неправильное обращение с нашими ресурсами, с нашим потенциалом. И за это кто-то должен нести ответственность – в том числе и консультанты. Потому что кризис на самом деле начинается в головах...» Есть определенные опасения и в ИНСОРе. Как рассказал «НГ» исполнительный директор ИНСОРа Василий Липицкий, институт существует только за счет частного финансирования, и все договоренности со стороны частных инвесторов пока выполняются: «Но при этом не исключено, что жизнь может внести свои коррективы, и финансирование сократится».

Кризис, отметил Павловский, имеет и хорошие стороны: «Это провал всех форм оппортунизма. Мы всегда думаем: вообще правильно было бы сделать по-другому, но пусть все идет так, как идет... Это докризисное мышление. Кризис возвращает нас к пониманию простой истины: интеллектуально проработанная политика – это лучшая политика. Мы должны осознать, что безответственно относились к нашим преимуществам, нашим ресурсам – на всех уровнях: и государственном, и партийном».

В Институте региональной политики (ИРП) ожидают, что финансирование проектов из-за кризиса скорее всего сократится. По словам директора ИРП Булата Столярова, главное – изменится характер проектов: «Если раньше они были ориентированы на масштабный рост и «переваривание» инвестиций, сейчас самыми востребованными станут услуги по корректировке инвестиционных планов и программ как в части бюджетных расходов, так и в части расходов бизнеса». «Раньше нам чаще всего приходилось работать над стратегиями развития, – дополняет директор Института по федеральному и региональному консалтингу Марина Удачина, – теперь будут заказы на разработку антикризисных программ. А сокращение финансирования от региональных администраций в первую очередь объясняется тем, что расходы на НИОКР – это бюджетная статья, которая в условиях кризиса пойдет «под нож» первой, пусть это и не совсем разумно. Ведь в большинстве случаев именно грамотная антикризисная стратегия позволяет региону оставаться на плаву».

Рационализировать процесс своей деятельности в связи с кризисом намерены и социологические институты. Как рассказал «НГ» президент Фонда общественного мнения (ФОМ) Александр Ослон, первым делом под секвестр попадет издаваемый ФОМом журнал «Социальная реальность», теперь он будет выходить преимущественно в электронной версии: «По всей видимости, от бумаги не откажемся, мы сделаем верхушку айсберга на бумаге, а сам айсберг сделаем в электронной форме». У Ослона есть план по оптимизации работы фонда, включающий помимо прочего ускорение процесса обработки данных соцопросов.

При этом в целом, по мнению Павловского, кризис все же серьезно ударит по российскому политическому консалтингу: «Рекламные бюджеты на PR бизнесом рубятся одними из первых, предприниматели держатся за кошелек ликвидности и не хотят расставаться с ним ни под каким видом. К тому же менее предсказуемо ведут себя мелкие региональные заказчики и региональные власти, а западные корпорации одними из первых сократили свои заказы. Поэтому многие перспективные проекты уже свернуты».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
781
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости