Национальным символом России может оказаться команда «Челси».
Фото Reuters
«Единая Россия» выступила с инициативой создать мощную пиар-службу, которая будет заниматься продвижением бренда «Россия» на Западе. Единороссы полагают, что для достижения этой цели необходимо учредить новое агентство социальных коммуникаций в структуре правительства. Главным составляющим бренда, на их взгляд, должны стать подбренды «Путин», «Медведев» и «футбольная команда «Челси».
Единороссы ратуют за создание нового ведомства внутри российского правительства, которое будет профессионально заниматься продвижением бренда «Россия». По мнению координатора Государственно-патриотического клуба Ирины Яровой, эту пиар-функцию может выполнять новое агентство социальных коммуникаций.
Основным пиар-инструментом, считает Яровая, должен стать русский язык: «Если у нас появится агентство социальных коммуникаций, я думаю, мы сможем решить и такую глобальную задачу, как продвижение русского языка». «Совершенно очевидно, что русский язык должен стать тем средством коммуникации, тем средством культурного общения, которое позволит нам сохранить единое культурное пространство со странами Содружества, а самое главное – реализовывать правильное отношение к русскому человеку и к России во всем мире», – обосновала она свою идею.
Как сообщила «НГ» Яровая, для этого новое ведомство должно будет заняться организацией центров российского культурного наследия в мировых столицах: «Эти просветительские центры помогут сформировать правильное восприятие России в мире. Русская классическая литература, поэзия и балет, наш театр – это и есть бренды России. Отечественное искусство – это один из тех брендов, которые никогда не потеряют своей актуальности с точки зрения внутреннего и внешнего восприятия».
Впрочем, есть, на ее взгляд, и другие вполне достойные бренды государственной власти: «Сегодня власть, высшие должностные лица страны, безусловно, являются представителями нации. Это лица, которые демонстрируют безусловное уважение к народу своей страны, к национальным традициям и национальной идентичности. Они обозначают интересы нашего государства как национальные. Собственно, только после этого у России появилось право говорить и ее начали слышать. И это очень важно, потому что президенты России (сначала Владимир Путин, а теперь и Дмитрий Медведев), безусловно, являются олицетворением России во всем мире».
Вслед за символами Путина и Медведева в понимании Яровой стоят такие бренды, как «футбольная команда «Челси», которая воспринимается как российская команда». «У нас есть и иные крайне позитивные бренды – «Газпром». У нас есть большое количество творческих людей, у нас много спортсменов, большое количество олимпийских чемпионов», – говорит Яровая.
«Брендовая» идея презентована была единороссами на фоне открывшейся в Москве 3 ноября Второй ассамблеи Русского мира. Российские и иностранные ученые-лингвисты, представители организаций соотечественников более чем из 60 стран, деятели искусства и политики обсуждали перспективы укрепления позиций русского языка и культуры в мире. В мероприятии приняла участие супруга премьера Людмила Путина – и именно этот момент был особо выделен в репортажах госканалов.
Впервые идею бренда «Россия» высказал политолог Дмитрий Орлов, еще три года назад. Он предупреждает: нельзя сводить продвижение имиджа страны только к турне деятелей культуры и изучению русского языка за рубежом. Продвижению бренда, считает Орлов, весьма способствовала бы деятельность пророссийских неправительственных организаций за рубежом: «Деньги на них нужно тратить, но здесь нужны ясные критерии их полезности. Например, отмена ограничительных законов страны в отношении русскоязычного населения. Или отмена дискриминационных поправок в отношении торговли».
Между тем продвижение бренда «Россия» может столкнуться с традиционными трудностями. Средства, отпущенные на пропаганду, имеют свойство обесцениваться в моменты резких антизападных выступлений отечественных политиков. А преимущества российских товаров и услуг на мировом рынке доказываются все-таки не брендами, а их качеством. Низкие показатели, напротив, могут серьезно скомпрометировать самый громкий бренд.