Сегодня Мосгорсуд вынесет приговор в отношении фигурантов громкого процесса по убийству первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Вечером во вторник, уже после закрытия суда, присяжные большинством голосов признали всех подсудимых виновными, и адвокаты главного обвиняемого – банкира Алексея Френкеля – полагают, что их подзащитного могут приговорить к пожизненному заключению. Между тем участники процесса продолжают обмениваться взаимными обвинениями, в очередной раз подтверждая статус самого скандального судебного разбирательства.
По словам предствителей следствия, адвокаты подсудимых оказывали давление на присяжных, склоняя их на сторону подсудимых, и против одного из заседателей даже возбуждено уголовное дело за попытку подкупа других членов коллегии. Об этом сообщил вчера официальный представитель Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ (СКП) Владимир Маркин. В свою очередь, защита Френкеля также заявляет о том, что на присяжных оказывалось давление, только со стороны обвинения. По словам адвоката Алексея Френкеля Руслана Коблева, защита намерена обжаловать действия суда и гособвинения.
Решающее заседание началось в стиле всего процесса – с очередного скандала. Гособвинитель Гюльчахра Ибрагимова потребовала вывести из коллегии присяжных заседателя № 7. По ее словам, она видела, как по дороге в суд на трамвайной остановке на проспекте Буденного эта присяжная общалась с двумя незнакомыми людьми. Судья Наталья Олихвер удовлетворила требование обвинения, а присяжная, покинув зал, заявила, что подаст в суд на прокурора Ибрагимову.
С этой присяжной связан еще один скандал. В сентябре адвокат Александр Чернов, представляющий интересы Алексея Половинкина, придал гласности диктофонную запись разговора между судьей Олихвер и присяжной № 7, которая докладывала судье о том, как ведут себя члены коллегии. На этом основании адвокат потребовал отвода судьи и присяжной, но Олихвер отказалась.
Единодушного мнения по поводу вердикта у присяжных, судя по всему, не оказалось. Пятичасовое обсуждение можно объяснить только тем, что членам коллегии пришлось голосовать за решение по каждому из 30 вопросов. Виновными были признаны все подсудимые: Алексей Френкель, Лиана Аскерова, Борис Шафрай, Алексей Половинкин, Максим Прогляда, Богдан Погоржевский и Александр Белокопытов. Только последние двое, по мнению присяжных, заслуживают снисхождения при вынесении приговора. Алексей Френкель выслушал вердикт внешне спокойно. Как-либо комментировать решение коллегии ни он, ни другие подсудимые не стали.
Адвокаты Френкеля считают, что сегодня, в ходе обсуждения последствий вердикта, их подзащитного могут приговорить к пожизненному заключению. Защита полагает, что вердикт стал следствием беспрецедентного давления на присяжных и защиту. «Все заявления СКП во время суда были не чем иным, как воздействием на присяжных, их открытым запугиванием», – заявил адвокат Френкеля Руслан Коблев.
Процесс был объявлен закрытым по инициативе стороны обвинения, которая ссылалась на звонки с угрозами, поступавшие в адрес вдовы погибшего – Екатерины Козловой. Факт угроз доказать не удалось, но процесс так и не открыли под предлогом того, чтобы на присяжных не оказывалось давления, в том числе и со стороны СМИ. Защита, в свою очередь, полагает, что процесс был закрыт именно с целью скрыть от общественности факты давления на присяжных и защиту со стороны следствия.
Из 22 присяжных, изначально отобранных судом, к концу процесса осталось 12. Двое из них получили отвод за распитие пива на улице, а в отношении Сергея Левина было возбуждено уголовное дело. Его подозревают в попытке подкупа членов коллегии. Как рассказал корреспонденту «НГ» Владимир Маркин, Левину предъявлено обвинение по ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия). Другие присяжные, которые также были выведены из процесса, по словам представителя СКП, тоже проверяются на причастность к совершению аналогичных преступлений. Уголовное дело в отношении Левина было возбуждено еще в июле, но, по словам Маркина, до вынесения обвинительного вердикта следствие не имело права сообщать подробности судебного процесса. По закону, если присяжный подозревается в сговоре с одной из сторон, судебный вердикт должен быть отменен, а дело рассмотрено заново в других составах суда и коллегии присяжных. Но в данном случае речь идет о заседателях, отстраненных до вынесения вердикта, и сегодняшний приговор едва ли будет отменен по этой причине.