Светлана Журова всегда готова поделиться с согражданами разнообразными патриотическими идеями.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Отмененный революционный праздник единороссы все-таки отметят: 7 ноября они презентуют новую редакцию своей программы. При этом «социальный консерватизм» Андрея Исаева получит обрамление в виде «Политической декларации», представленной вчера на заседании Центра социально-консервативной политики (ЦСКП).
Что-то новое изобрести на тему патриотизма, да еще и государственного (патриотизм частный единороссами не рассматривался даже как вариант) чрезвычайно затруднительно. Однако нет ничего невозможного для государственно-патриотического клуба «Единой России», озабоченного продвижением геополитического статуса России и обеспечением ее безопасности.
Собрание, на котором состоялась презентация красочной восьмистраничной брошюры под названием «Политическая декларация», происходило в просторном помещении клуба. Участники с комфортом расположились по сторонам солидного четырехугольного стола, в центре которого красовалась зеленая лужайка из искусственных растений. Лица парламентариев лучились осознанием высокой миссии, которую они приняли на себя в сложный для страны момент противостояния мировому финансовому кризису и иным неприятностям с Запада.
Самое возвышенное выражение корреспондент «НГ» прочитала на лице депутата Госдумы Светланы Журовой. «С давних времен, – вспомнила вдруг вице-спикер, – патриотизм считался пределом для развития общества». Почему именно пределом, а не сердцевиной или отправной точкой, парламентарий не объяснила. Было понятно только, что она имела в виду отнюдь не конец света, а некое гораздо более приятное для страны обстоятельство.
Журова решила подойти к теме с научных позиций, препарировав понятие: «Патриотизм – это семья, любовь к малой родине и отчизне в целом». Русский человек чувствует душой, настаивала депутат, «у него обостренное чувство правды и справедливости». После чего неожиданно сделала заявление, поставившее под сомнение не только выстраданную клубом «Политическую декларацию», но и всю единороссовскую задумку: «Русского человека бесполезно приобщать к патриотизму». Так и сказала собравшимся Журова. Русский человек, добила она коллег, «должен чувствовать патриотизм на уровне личного восприятия». То есть или есть он, патриотизм, у тебя в душе, или нет.
Однако тут же выяснилось, что Журова пока не готова напрочь отказаться от патриотических прививок. Вице-спикер предложила свой метод, весьма оригинальный, хотя и имеющий отдаленное сходство с пропагандой идей маоизма времен культурной революции в Китае: «Важно начинать прививать патриотизм, нравственные духовные ценности с детского сада, чтобы в детях появился патриотический стержень. И ребенок, получая патриотическое воспитание на уровне детсада, сможет нести его в семью и приобщать свою семью к этим ценностям».
Координатор государственно-патриотического клуба Ирина Яровая горячо одобрила изыскания коллеги. И обнадежила: «Сейчас в партии идет процесс подготовки новой партийной программы, и наши предложения, связанные с идеологией партии, мы передадим координатору работы с клубами Юрию Шувалову, который этим занимается».
Авторы «Декларации» далеко не каждому россиянину позволяют называться патриотом. Желающий может ознакомиться с условиями приема в эту престижную касту, прочитав текст на стр. 4: «У нас не вызывает сомнения тот факт, что истинным выражением общественного патриотизма в политической сфере могут быть только идеология и политическая практика современного российского консерватизма, основанного на отечественной политической и философской традиции, на уникальном опыте российской истории». Впрочем, не так уж и узок круг патриотов в стране. С легкой руки депутата Госдумы Михаила Бабича в их рядах оказалась Российская армия: «Люди в погонах со всей очевидностью являются патриотами».
Депутат Госдумы Роберт Шлегель, обсуждая проблемы патриотизма, просто не мог не обратиться к больной для него теме продажных СМИ: «Главное – соблюсти баланс между обязанностями и правами СМИ. Свобода слова и беспредел – это не одно и то же. Часто СМИ не осознают свою ответственность перед гражданами. И та ситуация, которая сегодня сложилась на нашем телевидении, красноречиво свидетельствует об этом. Мы должны предложить свои инициативы, как кардинально изменить ситуацию».
Одернув таким образом журналистов, Шлегель плавно перешел к сути вопроса. Патриотизмов, на его взгляд, существует несколько. И не все они одинаково полезны, уверен молодой парламентарий. «У нас скорее развит частный патриотизм», – с сожалением в голосе заметил депутат. После чего вдруг мягко упрекнул власти: «Что же касается личного патриотизма, то мы видим, что люди любят страну, осознают себя с Россией и требуют от государства того же. Вот только далеко не все государственные мужи готовы это осознать...»