0
761
Газета Политика Интернет-версия

21.10.2008 00:00:00

Коррупция – не только российская проблема

Пол Стифан

Об авторе: Пол Стифан - профессор Университета Вирджинии (США).

Тэги: коррупция, программа, президент


Президент Дмитрий Медведев недавно объявил о новых мерах по борьбе с коррупцией в России. Это важные и полезные шаги. Если они будут полностью реализованы, то принесут огромную пользу россиянам. Чтобы понять, за счет чего это произойдет, полезно взглянуть на проблему в международной перспективе. Вред, который коррупция причиняет, мешая социальному развитию, очевиден.

Коррупционные сделки между правительственными чиновниками и теми, кто предлагает им взятки, попирают права и интересы общества. Коррупция является антиподом верховенства закона, так как она подменяет бескорыстные нормы закона и приверженность правосудию хищничеством и жадностью. Коррупция, особенно когда она добирается до системы правосудия, калечит институты (честную полицию, прокуратуру и судей), без которых гражданское общество не может функционировать.

Принятие Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая была подписана в 2003 году и вступила в силу в 2005 году, показывает важность антикоррупционного законодательства как объекта международного права. В настоящее время 122 государства являются участниками этой Конвенции, в том числе Российская Федерация, многие страны Евросоюза, КНР и США.

Следует отметить ряд характерных черт международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. Во-первых, нет международной организации, ответственной за проведение в жизнь международных антикоррупционных программ и руководство ими. Да, страны несут обязательства применять антикоррупционные меры посредством национального законодательства. Государства могут (и делают это) осуществлять взаимный мониторинг, чтобы выяснить, справляются ли они со своими обязательствами по выявлению и борьбе с взяточничеством. Но тем не менее нет центрального механизма, который бы вводил санкции в отношении стран, не выполняющих свои обязательства в сфере борьбы с коррупцией.

Во-вторых, международное сотрудничество больше нацелено на борьбу с дачей взяток, нежели на мерах против тех, кто их берет. Ни один из новых договоров не обязывает государства преследовать за получение взяток иностранных чиновников.

Что еще нужно сделать в международном масштабе, чтобы дополнить усилия Российской Федерации? Переходная стратегия борьбы с коррупцией усилила бы надзорные структуры, которые бы выявляли страны, где правительственные чиновники регулярно вымогают взятки. Например, базирующаяся в Берлине неправительственная организация Transparency International традиционно играла лидирующую роль в этом вопросе. Она систематически проводит опросы среди лиц, участвующих в международных деловых транзакциях, чтобы выявить, в каких странах самые коррумпированные чиновники. Она также сыграла важную роль в мобилизации международной поддержки ОЭСР и конвенций ООН.

Вероятно, можно было бы возложить контрольную функцию на такую международную организацию, как Всемирный банк, который имеет как техническую базу, так и возможность приостановить предоставление экономической помощи странам, которые не могут навести у себя порядок. Возможно, Всемирный банк мог бы координировать усилия по сбору информации о масштабах коррупции в конкретных странах. Затем он мог бы руководить предоставлением технической помощи, чтобы содействовать им в организации более эффективной борьбы с коррупцией и блокировать иностранную помощь и инвестиции в страны, которые не занимаются решением этой проблемы.

Тем не менее предоставление такой организации, как Всемирный банк, полномочий предпринимать подобные шаги будет воспринято некоторыми государствами как неуместное расширение политического доминирования Запада и неприемлемая поддержка дискредитированного теперь «Вашингтонского консенсуса». Возможно, более или менее централизованная система контроля и применения санкций была бы предпочтительнее сосредоточения этих функций в руках международной структуры с такой противоречивой историей.

В итоге странам, стремящимся подавить коррупцию, особенно путем преследования своих собственных граждан, которые предлагают взятки, нужно найти новые пути к сотрудничеству со странами, страдающими от коррупции. Нельзя допустить, чтобы историческое наследие империализма и культурное высокомерие стали препятствием для эффективного сотрудничества в деле борьбы с проблемой, которая наносит непропорционально большой вред многим из самых уязвимых народов мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1772
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1092

Другие новости