Партию Лимонова не волнуют последствия возможной реализации их безумных идей.
Фото Елены Ремчуковой
Конференц-зал на третьем этаже столичной гостиницы «Измайлово» был переполнен небрежно одетыми молодыми людьми, воодушевленно распевающими: «Венсеремос, Венсеремос...» Сжатые кулаки тянулись к потолку, на стенах красовались кроваво-красные плакаты с воинственной символикой. «Левый фронт» собрался в субботу на свой учредительный съезд.
Корреспонденту «НГ» представилась возможность пообщаться с единственной категорией граждан, почувствовавших в дни кризиса не беспокойство, смутное или явное, а самое настоящее радостное возбуждение. «Я хочу поздравить нас с тем, что у нас сегодня аншлаг», – сообщил с трибуны собравшимся депутат Госдумы Илья Пономарев. Как выяснилось, предыдущий период, когда левое прокоммунистическое движение находилось на обочине большой политики, пошел радикалам только на пользу. Ряды сплотились. И это поможет сегодня «прервать капитализм, поставив страну на социалистические рельсы».
По мнению респектабельных организаторов съезда (в президиуме заседали несколько весьма пожилых особ, по-видимому, коммунистов со стажем), радикализм «Левого фронта» не должен пока выходить за рамки дозволенного. Самый главный, по Ленину, «вопрос о власти» уже ими разрешен. «Если нас об этом спросят, мы ответим: отношение к власти не имеет отношения к нашей деятельности...», – таким вот туманным образом изъяснился Пономарев, как бы поспоривший с недоброжелательным оппонентом. Впрочем, аудитория оставила без внимания примиренческие интонации выступающего: многим в зале были чужды тонкие теоретические изыски. Люди приехали издалека, накануне хорошо отметили встречу и уже с утра с нетерпением ждали продолжения банкета.
Один из конфидентов «НГ», рыжий и добродушный Александр Сычёв, мастер тату из Петрозаводска, долго не мог собраться с мыслями, чтобы ответить на коварный вопрос: что общего у него, как представителя мелкого бизнеса, с коммунистическими идеями, отрицающими на корню всякую инициативу подобного рода? После долгих отлыниваний Александр сознался: общего до обидного мало. Он явно не успел пока пропитаться социалистической идеологией.
Андрей Поляков, глава местного бюро Союза коммунистической молодежи (СКМ), озабоченно вмешался в беседу корреспондента «НГ» с Александром: «Что он тут вам наговорил? Он только семь дней в организации!» Как выяснилось, «Левый фронт» не испытывает особых трудностей в обеспечении. Левая риторика не мешает организаторам получать поддержку от бизнесменов. Имена которых, разумеется, Поляков назвать отказался. Сложнее отношения с КПРФ: «Они нас не признают, но помогают...» Членских взносов СКМ не собирает – с 2003 года, когда они составили 900 рублей, а потрачено было 78 тысяч.
К активизации левых в Петрозаводске, судя по всему, приложили руку местные правоохранительные органы. Поляков долго рассказывал, как милиционеры по поводу и без повода хватали «неформалов», отвозили в участки, часами там держали и били, не давая позвонить родителям. Похоже, такая профилактика вместо запугивания лишь стимулировала стихийные протесты. Нотку европейской респектабельности попыталась внести в происходящее директор института «Коллективное действие», член оргкомитета «Левого фронта» Карин Клеман. Скромно наблюдавшая из зала за выступлениями товарищей, она объяснила цель мероприятия: самоорганизация, самоуправление, социальная справедливость и общественный контроль над властью. Она всерьез доказывала корреспонденту «НГ», что разношерстная публика, собравшаяся в «Измайлово», – зародыш массового демократического движения, способного навязать свою волю нынешней власти. Корреспондент не стала разочаровывать собеседницу.
Кризис разбудил не только юных коммунистов. Запрещенная партия нацболов сделала весомый вклад во всеобщее брожение умов. На подходах к банкам и в почтовых ящиках многих москвичей появились листовки самого что ни на есть устрашающего содержания, призывающие население срочно изымать из банков вклады. Гражданам обещали апокалипсис со всеми вытекающими последствиями – в частности, заполняющими улицы столицы «ордами одичавших безработных гастарбайтеров». Авторам листовок глубоко наплевать на последствия своей акции: они мало задумываются над тем, что коллективное изъятие вкладов обесценит «спасаемые» деньги самым верным способом.
Происходящая сегодня резкая активизация «левых сил» не случайна. Молодой российский капитализм должен был знать, с чем столкнется. Ничего оригинального не происходит: то же самое, что и в начале прошлого столетия. Разочарование граждан. Падение уровня жизни. Безработица. Стремление к реставрации сильно мифологизированных «утраченных ценностей». На самом деле «неформалы» не выступают «за». Они выступают «против». Российский капитализм пока не чувствует этой опасности, убаюканный т.н. оппозицией Геннадия Зюганова. И напрасно.