Госдума утвердила во втором чтении проект бюджета на 2009 год, а в первом – корректировки бюджетных назначений 2008-го. Как и предсказывала «НГ», в прошедшую пятницу одобрение думского большинства получили только те антикризисные меры, которые предложило правительство. От себя парламент в борьбу с кризисом ничего не внес.
Заседание Госдумы 17 октября началось с возмущенных требований коммунистов не рассматривать никаких бюджетных законов до тех пор, пока правительство не скажет об истинном состоянии экономики страны. Левые хотели услышать ответы именно от министра финансов Алексея Кудрина. И спикер нижней палаты Борис Грызлов неожиданно пошел им навстречу. Во-первых, он распорядился, чтобы после доклада вице-премьера о поправках к бюджету-2008 каждая фракция смогла задать ему не по одному, как предполагалось, а по два вопроса. А во-вторых, единолично изменил принятое ранее Советом Госдумы решение позволить Кудрину самому определить дату своего появления на Охотном ряду. Напомним, что глава Минфина задолжал думцам уже несколько раз переносившийся отчет об эффективности распоряжения средствами Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов РФ. Так вот, 17 октября Грызлов вдруг предложил прямо сейчас в зале заседаний установить, что этот долг Кудрин должен будет отдать 19 ноября. Интересно, что такое голосование состоялось примерно за полчаса до появления в ГД самого Кудрина. Получается, что узнать мнение министра, а не занят ли у него уже этот день, председатель Госдумы демонстративно не захотел. Правда, и Кудрин в долгу не остался. Вице-премьер прямо назвал гораздо более отдаленный срок своего появления перед депутатами. Отвечая на вопрос одного из коммунистов, он откровенно произнес: «Мы готовы в январе проинформировать».
А вообще-то Кудрин был явно раздосадован принятым через его голову решением – иначе он не стал бы так откровенно грубить депутатам. К примеру, отвечая на одну из нападок коммунистов, глава Минфина язвительно произнес: «Вы, как всегда, ошиблись в причинах кризиса». Нашлась у него саркастическая реплика и в адрес других оппонентов, на этот раз из «Справедливой России». Вспомнив о том, что «у нас здесь в Думе есть масса депутатов, которые нас учили жизни», Кудрин напрямую обратился к первому зампреду фракции СР Оксане Дмитриевой с предложением «не читать газет по утрам для хорошего настроения». А доклад министра о корректировке бюджета-2008 был выстроен довольно странно – он сказал только о тех расходах, которые увеличиваются. Те же, что сокращаются, посоветовал депутатам изучить самостоятельно по представленным материалам. Но когда они публично стали перечислять в основном социальные ассигнования, он тут же назвал их заявления «дерзкой провокацией».
В поправках к бюджету на 2008 год 75 млрд. руб. выделяются на увеличение уставного капитала ВЭБа, а 60 млрд. – госагентства по ипотечному кредитованию. Остальные антикризисные деньги – типа 175 млрд. на покупку пакетов акций ведущих российских компаний – пока существуют в устном виде. Что же касается бюджета РФ на 2009 год, то там есть упоминание о еще одной порции в 175 млрд. руб., которые правительству разрешается выделить на поддержку финансового рынка в следующем году.
Настоящим антикризисным действом на думском заседании 17 октября стал законопроект об изменении закона о ЦБ РФ. Ему предлагалось разрешить заниматься на открытом рынке куплей-продажей частных ценных бумаг – в том числе и акций различных компаний. Формальные его авторы – глава финансового комитета Владислав Резник, депутат Павел Медведев и сенатор Дмитрий Ананьев – посчитали, что раз Центробанку поручено выдавать кредиты, то в его руках возможно появление так и не выкупленных заемщиками залогов. А значит, ЦБ должен получить право их реализовывать. Оппозиция просто взвыла от возмущения: о какой конкуренции можно говорить, когда на биржу открыто выходит эмиссионный центр государства с неисчерпаемыми денежными ресурсами.
Резник попытался было отбить атаку, объявив: надо внимательно читать закон. Там, мол, у ЦБ есть только право продажи акций. Но оказалось, что внимательнее читают все-таки коммунисты – в законе написано о купле-продаже! Тогда Резник извинился, пообещав, что в окончательной редакции текста будет так, как он сказал, – без покупки акций. Однако в общей стопке бумажек депутаты обнаружили уже подготовленный к третьему чтению вариант – и в нем снова шла речь в том числе и о покупке. Упорный Резник снова стал божиться, что это уже устаревший вариант.
Правда, когда депутаты вроде бы успокоились, все тот же Резник подлил масла в огонь. Ведь с думской трибуны он произнес предложение, чтобы к рефинансированию с помощью Центробанка были допущены не только коммерческие банки, но и инвестиционные компании. Это, по его словам, тоже будет обсуждаться в рамках второго чтения. Кстати, в окончательном виде новый антикризисный закон о предстоящем выкупе государством наиболее привлекательных пакетов акций частных компаний предполагается принять уже на специально созываемом для этого заседании 23 октября.