Михаил Шмаков не склонен делиться уникальной информацией о профсоюзной собственности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Профсоюзное движение в РФ стремительно теряет популярность. Большинство россиян, по данным социологов, считают работу профсоюзов малоэффективной. Такая ситуация совершенно не устраивает Кремль. По информации «НГ», в администрации президента обсуждается возможность корректировки законодательства о профсоюзах. Объявленная цель: сделать их деятельность максимально прозрачной. Главным образом – по части собственности.
По опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), работники предприятий не верят в эффективность профсоюзов. Согласно данным, 35% респондентов убеждены, что профсоюзы мало влияют на положение трудящихся, и лишь 6% россиян уверены в обратном. Основная часть участников опроса сомневается в эффективности профсоюзной работы (76%). Почти половина опрошенных (45%) не считает нужным обращаться в профсоюз с просьбой защитить нарушенные трудовые права. В случае нарушения своих трудовых прав в профсоюз обращались только 4% россиян.
Между тем численность профсоюзов неуклонно падает: если в 2005 году членами профессиональных объединений назвали себя 34% респондентов, а в 2007-м – 30%, то в 2008-м – лишь 24%.
Те, кто все-таки входит в ряды союзов, чаще всего активно в жизни этой организации не участвуют (40%). Забастовки, стачки и митинги популярны лишь среди 6% респондентов. Самыми крупными игроками профсоюзного движения в России являются: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Конфедерация труда России (КТР), Всероссийская конфедерация труда (ВКТ) и Объединение профсоюзов России Соцпроф.
Организация ФНПР, созданная в 1990 году, считается преемницей профсоюзного движения, существовавшего в Советском Союзе. Остальные профсоюзы также были образованы в начале 90-х годов прошлого столетия. В связи с этим источник «НГ» в Кремле отмечает: «Система профсоюзов в России давно устарела и нуждается в модернизации».
Миссия профсоюзов заключается в том, чтобы балансировать интересы рабочих и работодателей. Однако по традиции, сложившейся еще с советских времен, ведущие российские профсоюзы в первую очередь заботятся о собственном благополучии, занимая чрезмерно лояльную позицию по отношению к власти.
Деятельность профсоюзов регулируется довольно либеральным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно ему профсоюзы освобождены от ведения реестров членской численности. Общая численность ФНПР, КТР, ВКТ и Соцпрофа составляет приблизительно 34 млн. человек. Больше всего членов у ФНПР – 28 млн., у остальных – от 1,5 до 2 млн. Как рассказал «НГ» зампредседателя ФНПР Олег Нетеребский, федерация не обладает общим реестром численности. Нетеребский пояснил «НГ», что профсоюзы и профобъединения, входящие в ФНПР, ведут статистику, но основана она не на реестрах, а на данных о написанных заявлениях и выданных членских билетах. Есть, сказал заместитель Шмакова, и косвенные данные: информация о членских взносах. «НГ» поинтересовалась: знает ли Нетеребский, какова стоимость имущества ФНПР? Собеседник «НГ» ответил, что этим вопросом ведает лично Шмаков.
Закон освобождает профсоюзы от необходимости декларировать имеющуюся у них на балансе собственность и отчитываться за ведение финансовой деятельности. Правда, собственностью располагают далеко не все профсоюзы. Вице-президент ВКТ Василий Мохов признался «НГ», что собственности у профсоюза никакой нет. На отсутствие имущества пожаловались и сопредседатель Федерального координационного совета Соцпрофа Сергей Храмов, и президент КТР Александр Шепель. Счастливой обладательницей внушительной собственности является лишь ФНПР. К ней на правах наследства перешло имущество советских профсоюзов. На балансе ФНПР числятся дома отдыха, санатории и другие объекты недвижимости. Нетеребский заверил «НГ», что федерация исправно отчисляет налоги от использования собственности в хозяйственных целях. Впрочем, проверить это невозможно, поскольку организация ни перед кем не обязана отчитываться по поводу объемов имущества.
Как стало известно «НГ», в Кремле обсуждается возможность корректировки закона о профсоюзах по части декларирования численности и собственности. По мнению экспертов, если закон действительно будет меняться, то на поверку может оказаться, что объявленная профбоссами численность окажется мыльным пузырем. «К примеру, есть сведения, что при расчете делегатов последнего съезда ФНПР включили все трудоспособное население России. Нет сомнений, что численность у них завышенная», – сообщил «НГ» руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Он отмечает: «Сейчас все общественные организации должны отчитываться до копейки, а профсоюзы от этого освобождены».
Имущество общественных организаций, сообщил «НГ» генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, – «это одна из самых неопределенных тем в отношении собственности». «Если с партиями сегодня достаточно ясная картина, – указывает эксперт, – поскольку они находятся под довольно серьезным контролем: Центральной избирательной комиссии, Росрегистрации и некоторых других органов, то с профсоюзами ситуация абсолютно неясна. Сегодня востребован четкий реестр собственности профсоюзов – что за объекты, где они находятся, какова капитальная ценность земли, какая ценность строения, каким образом они используются? Вся эта информация должна быть в расположении законодательной и исполнительной власти. И если профсоюзы уклоняются от налогов, естественно, этот вопрос должен быть достаточно жестко поставлен».
Требование прозрачности профсоюзной деятельности выглядит обоснованным. Не только Кремль, но и граждане должны знать, насколько богата организация, которая якобы защищает их права, но далеко не всегда готова прийти на помощь – например, потребовать от правительства наведения порядка в сфере медицинского обслуживания ветеранов. Проблема ФНПР и ее бессменного лидера в том, что наступили прагматичные времена: Кремлю больше не нужна дорогостоящая вывеска, работающая на международный имидж страны, если профсоюзы не выполняют главной функции – роли действенного посредника в отношениях с гражданами. В условиях разворачивающегося кризиса бессильные, но богатые профсоюзы становятся ненужной роскошью и естественным объектом повышенного внимания.
Собственность профсоюзов
Имущество российских профсоюзов в 1992 году объявили собственностью ФНПР. Речь шла о 2582 объектах: 678 санаториях, 131 гостинице, 568 стадионах и спорткомплексах, 500 пионерских лагерях, Дворце профсоюзов в Москве, многочисленных автобазах и магазинах. Стоимость объектов, по оценке независимых экспертов, – 7 млрд. долл.