Следующая встреча в рамках международных консультаций по безопасности на Кавказе состоится 18 ноября. Вчерашняя конференция в Женеве была, по сути, сорвана. По сообщению ряда источников, грузинская делегация покинула Дворец Наций в знак протеста против участия в дискуссиях представителей Абхазии и Южной Осетии. Однако госминистр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили сообщил «НГ», что конференцию прервали главы МИД Абхазии и Южной Осетии Сергей Шамба и Борис Чочиев, выразившие несогласие с участием в форуме тбилисских ставленников – Малхаза Акишбаи и Дмитрия Санакоева.
Кавказский конфликт и обеспечение мер безопасности в регионе были главной темой международных консультаций в Женеве.
Впервые с момента августовского конфликта в переговорах участвовали высокопоставленные представители России и Грузии. Москве из-за позиции Тбилиси и Вашингтона так и не удалось добиться официального участия Абхазии и Южной Осетии в конференции. Но даже на неформальном уровне не удалось провести конструктивную встречу. Женевская конференция, организованная при посредничестве ООН, Европейского союза и ОБСЕ, проходила в закрытом режиме. До начала консультаций формат участников переговоров и точная повестка оставались неизвестными.
Статус дискуссий, которые Москва изначально предполагала провести на министерском уровне, в итоге оказался понижен. Российскую делегацию возглавил замглавы МИДа Григорий Карасин. Грузинскую – его коллега Григол Вашадзе. США представлял замгоссекретаря по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. В Женеву прибыли также генсек ООН Пан Ги Мун, Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, глава МИД Франции Бернар Кушнер, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб и генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо. До начала дискуссий у них состоялась отдельная встреча, в которой не принимали участия представители Грузии и России.
Позиция Москвы
Россия исходила из того, что дискуссии «должны завершиться достижением конкретных договоренностей, которые будут надежно гарантировать безопасность Абхазии и Южной Осетии». Их центральным элементом Россия хотела бы видеть подписание соглашений о неприменении силы между Грузией и Абхазией, а также Грузией и Южной Осетией. Россия также считает целесообразным разработать комплекс мер, которые исключили бы возможность повторения «безудержной милитаризации» Грузии. Важной частью этих мер мог бы стать отказ от поставок тяжелых и наступательных вооружений грузинскому правительству.
«Достижение комплекса договоренностей о всеобъемлющих мерах безопасности способствовало бы оздоровлению обстановки в регионе, постепенному установлению доверия и созданию на этой основе предпосылок для обсуждения проблемы беженцев», – говорится в заявлении МИД РФ. Особо подчеркивается, что без участия Абхазии и Южной Осетии выработка каких-либо договоренностей, касающихся обеспечения их безопасности, невозможна.
Интрига вокруг непризнанных
До последнего момента не прекращались споры вокруг вопросов, касающихся состава участников и организационных моментов женевской встречи. Незадолго до начала переговоров Госдеп США заявил, что Вашингтон не станет препятствовать участию представителей Абхазии и Южной Осетии в неформальных дискуссиях вне рамок пленарного заседания. Что касается посредников, то они изначально не возражали против приезда в Женеву абхазских и югоосетинских деятелей в неофициальном качестве. Грузинская же сторона высказывалась категорически против их присутствия.
Для России было серьезной проблемой обеспечить для Абхазии и Южной Осетии достойный статус на женевских переговорах. В то же время грузинская сторона, не признавшая утраты мятежных территорий, включила в свою делегацию руководителей подконтрольных ей администраций Абхазии и Южной Осетии Малхаза Акишбаю и Дмитрия Санакоева. В итоге все завершилось скандалом.
Главная проблема – доступ наблюдателей
Несмотря на срыв первой конференции, диалог будет продолжен. Однако одной из главных проблем, без решения которой нельзя будет разработать эффективные меры безопасности на Кавказе, является доступ иностранных наблюдателей на территорию Южной Осетии. На сегодняшний день там не работают даже те восемь военных наблюдателей ОБСЕ, присутствие которых предусмотрено действующим мандатом Миссии ОБСЕ в Грузии. Они эвакуировались в августе из зоны конфликта, и теперь их не допускает югоосетинская сторона, требуя пересмотра мандата и статуса наблюдателей с учетом «новых реалий». Ныне эти наблюдатели патрулируют зону, прилегающую к Южной Осетии, совместно с 20 другими представителями ОБСЕ, направленными туда организацией уже после конфликта.
Как пояснил «НГ» дипломатический источник, «в конце года должен продлеваться мандат Миссии, а следовательно и наблюдателей ОБСЕ в Грузии. Вопрос может зависнуть в воздухе, если стороны не достигнут взаимопонимания». Между тем, несмотря на ожесточенные споры, мандат Миссии ООН в Абхазии был недавно продлен без упоминания в документе территории, на которой ей предстоит работать. Это явилось компромиссом. Пока неясно, может ли подобная схема быть применена в случае с наблюдателями ОБСЕ в Южной Осетии.
В то же время Евросоюз также хотел бы получить доступ в отколовшиеся республики, хотя таких договоренностей с Москвой нет, и этого прямо не предусматривает и текст соглашения Медведев–Саркози от 8 сентября. Как отмечают западные дипломаты, у ЕС нет особого интереса находиться лишь в зонах безопасности и заниматься «охраной внешних границ Грузии», как это предусмотрено планом Медведева–Саркози.
Цель Евросоюза, как пояснил «НГ» дипломатический источник, – попасть внутрь Абхазии и Южной Осетии и осуществлять там полноформатный мониторинг как военной обстановки, в том числе связанной с присутствием российских войск, так и ситуацией с правами оставшегося грузинского населения. Сами эти республики не против международного присутствия, если будет найдена приемлемая для них развязка по мандатам миссий, которая бы учитывала их новый статус.