Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», видимо, все-таки вступит в силу со следующего года. Правительство дает понять, что переносов этой даты больше не будет. Поэтому, чем ближе 1 января, тем больше появляется законопроектов, ограничивающих муниципальные полномочия.
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект об изменении базового муниципального закона. Первоначально в нем говорилось всего лишь о праве местных органов власти участвовать в мероприятиях по мобилизационной подготовке предприятий и учреждений своего уровня. Однако дефицит времени, оставшегося до начала 2009 года, заставил думское большинство пойти на своего рода подлог – набить этот проект поправками совсем другого содержания. Так что даже Правовое управление нижней палаты, обычно сквозь пальцы глядящее на законотворческие упражнения единороссов, на этот раз не выдержало. За личной подписью его начальника – Марины Ласточкиной – в думский комитет по местному самоуправлению (МСУ) пришла бумага с указанием: концепция документа «существенно изменена». Думский регламент этого не допускает.
Указанные факты подтвердил «НГ» координатор фракции КПРФ Сергей Решульский, который на сегодняшней пленарке намерен задать несколько вопросов и главе комитета по МСУ Вячеславу Тимченко, и спикеру ГД Борису Грызлову. По мнению Решульского, произведенные комитетом действия требуют проведения как минимум служебного расследования.
Смысл предлагаемых изменений в том, чтобы региональная власть получила больший контроль над процессом создания новых муниципалитетов, в частности, через организацию выборов представительных властей местного уровня. Все эти вопросы предлагается отдать на законодательное регулирование субъектов РФ. Решульский также отметил, что закон № 131 явно потерял актуальность после того, как губернаторы превратились в назначаемых чиновников, и таким образом сильное местное самоуправление в качестве противовеса региональным начальникам федеральной власти оказалось уже не нужным. Кроме того, по его словам, «когда пришло время передавать МСУ властные полномочия и соответствующие финансовые ресурсы, а значит, лишаться возможностей принуждения, то федеральная и региональные власти потеряли интерес».
Стоит отметить, что за последний год действительно появилось большое количество законопроектов, так или иначе предлагающих уменьшить компетенцию муниципального уровня власти. На днях группа депутатов предложила навести порядок в земельных делах таким образом: в административных центрах передать все полномочия по выделению участков городской земли исключительно региональным властям.
Проблема взаимоотношений губернаторов и мэров региональных столиц, как известно, уже давно является наиболее острой. Напомним, что несколько лет назад не без содействия администрации президента РФ даже появился законопроект, отменяющий выборы руководителей муниципалитетов этого уровня. Но тогда – перед началом думской избирательной кампании – «Единая Россия» сочла невозможным его принять и убедила в этом своих кремлевских кураторов. Но вот сейчас, когда до выборов в Госдуму еще далеко, конфликт «губернатор–мэр» предложено решить более изящным способом. Предложено дать право губернатору инициировать местный референдум по отзывам мэров. При этом облегчается получение положительного результата – вместо действующей сейчас нормы о согласии с отзывом не менее половины жителей муниципалитета надо будет получить добро от половины пришедших на референдум. А тот признается состоявшимся при явке не менее 50%. Более того, считают думцы, основания для решения губернатора о референдуме по отзыву мэра в каждом регионе могут быть особыми – так что пусть все это региональным законодательством и регулируется.
Лидер фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев сообщил «НГ», что никто из его коллег подписаться под таким законопроектом не захотел. Хотя, как стало известно «НГ», многим настоятельно предлагали. По мнению же Левичева, «в строительстве вертикали власти надо знать меру». Поэтому он призвал не принимать такие законы, а, наоборот, все-таки начать настоящую работу по передаче муниципальной власти «ресурсов и полномочий».
Стоит отметить, что если последних передано на уровень МСУ большое количество, то вот первых – крайне мало. Например, Налоговый кодекс РФ среди местных налогов упоминает только земельный, дающий сущие копейки. Его уже давно хотят превратить в налог на недвижимость, но вот уже несколько лет правительство РФ никак не может согласовать налогооблагаемую базу этого налога, а также его ставки, льготы по нему и прочие организационные вопросы. А закон о финансовых основах местного самоуправления отдает вниз тоже немного. Самая существенная сумма идет от 50% налога на имущество предприятий, но это, понятное дело, касается не всех муниципалитетов, и от подоходного налога с физических лиц, что тоже зависит от населенности муниципалитета. В законе перечислены и другие доходные источники, основной недостаток которых в том, что все они собираются федеральными налоговыми органами, накапливаются в Москве и только потом распределяются вниз.