В трех городах Свердловской области на прошедших выборах победили самовыдвиженцы – бывшие единороссы. Ранее они были объектами так называемой партийной чистки, объявленной партией власти после известного выступления Владимира Путина, где говорилось о необходимости избавления ЕР от «проходимцев». Сегодня бывшие изгои приняты обратно и объявлены символом внутрипартийной демократии.
Региональные выборы в Свердловской области показали, что избиратели не всегда голосуют за выдвиженцев партии власти. В Нижнем Тагиле, Дегтярске и Алапаевске победили те, кто не получил поддержки со стороны ЕР. Кандидаты от «Единой России» в Дегтярске и Алапаевске заняли второе место, уступив пальму первенства Валерию Трофимову и Станиславу Шаньгину соответственно. В Нижнем Тагиле единоросс смог попасть лишь на третье место: два первых заняли самовыдвиженцы. Мэром второго по величине города Среднего Урала стала Валентина Исаева.
Пикантность ситуации в том, что победители – бывшие единороссы. Мэр Дегтярска Валерий Трофимов еще в начале августа подал заявление о приостановлении своего членства в ЕР. Бунт против партии власти был связан с личной обидой: его однопартийцы приняли решение поддерживать на выборах другого своего представителя – депутата городской Думы Андрея Дербенева.
Второй неожиданно выигравший на выборах мэр, в прошлом депутат алапаевской Думы Станислав Шаньгин, был исключен из партии. В начале августа он сообщил о своем желании баллотироваться на пост градоначальника. И тогда глава свердловского регионального отделения «Единой России» Александр Левин заявил: «Мы не можем никому запретить участвовать в выборах. Но в этом случае эти кандидаты будут исключены из партии».
Валентина Исаева из партии исключена не была, однако зарегистрировалась на выборах как самовыдвиженец. ЕР, в свою очередь, официально поддержала другого своего члена – банкира Алексея Чеканова.
Теперь единороссы кусают локти от такой недальновидности: ставки сделали совсем не на тех людей. Видимо, поэтому партия в спешном порядке пытается присоединиться к победе своих опальных членов. Александр Левин отыграл назад: по его словам, заявления Трофимова он «не видел» и Шаньгин из партии якобы не исключен, так как такого рода решения принимаются только региональным отделением ЕР. А Исаева, по словам Левина, оказалась доверенным лицом губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Теперь свердловский единоросс надеется, что «Валентина Павловна останется членом партии «Единая Россия», будет проводить в жизнь политику партии и ее лидера Владимира Путина».
По словам Левина, «в «Единую Россию» пришло много сильных амбициозных личностей»: «Вот мы и столкнулись с внутрипартийной конкуренцией, внутрипартийной демократией. Причем это проблема не только свердловского регионального отделения, но и других российских регионов. Будем консультироваться, советоваться, думать, как эту проблему решать».
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев объясняет подобную смену настроений в ЕР так: «После выборов всегда действует принцип «Победителей не судят». Поэтому тех, кого исключили принудительно, скорее всего, восстановят». Эксперт убежден, что стратегия партии – вовлечь в свои ряды всех, кто занимает значимые должностные посты. Кынев не исключил возможности того, что партия будет всячески стимулировать возврат тех, кто по собственному желанию покинул ее ряды.
В свою очередь, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский убежден, что «конкуренция среди членов политструктуры непреодолима. Можно, конечно, выгнать из ЕР контр-группы, но тогда они выпадут из-под контроля и будут реализовывать свои интересы уже в составе других партий», заметил эксперт. Однако методы зачистки рядов уже показали свою малую эффективность. По словам политолога, примирять и обеспечивать внутреннее сосуществование – неизбежная задача для партии власти. «Случай на Урале – это со стороны «Единой России» попытка дать предупредительный сигнал, чтобы конфликты не происходили впредь», – убежден Бадовский.