Владимир Путин протянул журналистам руку дружбы. Но потребовал взаимности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьеру Владимиру Путину, отмечавшему в Северной столице 56-й день рождения, так и не удалось отвлечься от государственных дел. Ему помешали преподаватели Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Наставники молодежи пожаловались главе правительства на прессу, нарушающую нравственные устои общества. Путин успокоил преподавательский состав вуза, а заодно и СМИ – последним он пообещал защиту от особенно ретивых чиновников и госзаказ в придачу. Не забыв при этом обозначить потенциальное условие сотрудничества – пропаганду идеи патриотизма.
Премьер не любит сетований. У Путина есть излюбленный прием – давать сдачу. При этом часто образуется польза для стороны, противной тем, кто припадает к главе правительства с просьбой о защите. Даже если вопрошающие пекутся о нравственных идеалах общества. «Конечно, мы не можем вновь начать командовать СМИ – и электронными, и печатными», – заявил Путин на встрече с питерскими преподавателями, огорченными разгулом пошлости и разврата на экранах и в печати. Премьер даже добавил для убедительности: «Чиновникам только дай возможность покомандовать СМИ, потом не будем знать, что делать». Он, конечно, знал, что делать в таких случаях, но ученым не сказал: недоговоренность подчеркивает значимость проблемы и придает особый вес сентенции.
Не все потеряно, тут же успокоил премьер приунывшую было аудиторию: у государства есть секретное оружие для того, чтобы кардинально поправить ситуацию. «Госзаказ – это и для телевидения, и для кинематографа, и для театра, для вузов, госзаказ может быть мощным, действенным средством влияния государства», – уверен Путин.
Ректор университета Александр Запесоцкий не был до конца убежден, что госзаказ сам по себе решит дело. У него сложилось убеждение другого рода: СМИ, негативно влияя на современную молодежь, просто еще не готовы воспользоваться полной свободой слова. Ученый муж строго предупредил Путина: государство должно проводить определенную «политику по формированию духовного облика россиян».
Путин не только принял мяч, но и успешно забил его в ворота оппонента: «Телевидение – это враг педагогов. Но, может быть, это не враг, а брак педагогов? Кто их воспитывал?» После чего укорил оратора, напомнив, что последние 15 лет СМИ жили в сложных условиях: «Так же, как и вы, они вынуждены были бороться за выживание, бороться за бюджет». Премьер даже произнес в защиту ТВ горячую защитительную речь: «Надо отдать должное – многое меняется. Нельзя сказать, что руководители основных каналов не реагируют на происходящие в стране события и не видят, что с обществом происходит. При всей критике в их адрес, я считаю, что они люди ответственные и стараются выправить ситуацию».
Стало окончательно ясно, что у телеканалов есть будущее. И вполне светлое – в форме госзаказа. Чтобы будущие грантополучатели легче ориентировались в условиях неформального контракта, Путин наметил пунктиром условия плодотворного сотрудничества. Для начала он скромно заметил: в ситуации с воспитанием и моралью государству «одному не справиться». И сразу перешел к делу: в российской империи, напомнил премьер, важна была принадлежность человека к православной вере, во времена СССР – наличие партбилета, в современной же России роль универсального принципа может играть патриотизм – «в хорошем смысле слова». Лидер партии «Единая Россия» подчеркнул: «Люди раньше недооценивали его, не понимали, что он сам по себе деидеологизирован и имеет определенную ценность. Надо его талантливо и грамотно внедрять в сознание общества».
С Путиным никто не спорил.
Понравились его высказывания и тем депутатам Государственной Думы, кто сегодня работает над новой редакцией закона о СМИ. Однако им захотелось высказать и опасения насчет реализации в будущем этого благого пожелания. Зампредседателя комитета ГД по информационной политике Борис Резник, к примеру, сказал «НГ»: «Путин, в общем-то, сказал правильно, госзаказ, наверное, должен быть. Но мне больше по душе его многочисленные прежние высказывания о том, что нельзя обеспечить независимость средств массовой информации, не обеспечив их экономическую самостоятельность. Но если будут делить госзаказ, то ни о какой экономической состоятельности говорить не приходится...»
Эксперты, совершенствующие рамочный закон, предлагают другие способы государственного патронирования СМИ. Резник напомнил о необходимости специальных преференций печатным изданиям: сегодня доставка газеты к читателю стоит в два с половиной раза дороже, нежели ее производство. В Хабаровском крае, приводит пример парламентарий, «подписка на одно из федеральных изданий стоит около 700 рублей, а перенести газету с улицы на улицу стоит почти 2000 рублей. Это не по карману нормальному среднему человеку в России». Разработчики проекта предложили государству дотировать доставку печатных изданий, кроме эротических и рекламных, поскольку именно государство, по Конституции, обязано информировать граждан.
Необходимо также, уверен Резник, решить наконец-то и «бумажный» вопрос: «Нам сегодня продают газетную бумагу на 20–30% дороже, нежели она, произведенная здесь, в России, продается на мировом рынке. Мы можем регулировать это таможенными пошлинами. Примерно 90% всего производства бумаги находится в руках зарубежных фирм: пусть они по-хорошему оставляют нам 30% от всего, что производят, либо продают нам ее по нормальным ценам».
Патриотизм – дело хорошее, считает собеседник «НГ». Однако кто будет определять, насколько патриотично то или иное издание? Распределять госзаказ станут те же чиновники, по принципу «нравится – не нравится», что даст им возможность опосредованно управлять СМИ.