24 голосами «за» при одном «против» и одном воздержавшемся вчерашний политсовет СПС проголосовал за объединение с «Гражданской силой» и ДПР. В тройке будущих сопредседателей новой структуры не окажется Михаила Барщевского, объявившего о своем уходе из политики, и Андрея Богданова, возможного претендента на кресло в Мосгордуме. Зато членом партии станет Анатолий Чубайс.
Решения о слиянии были приняты и политсоветами партий-партнеров СПС. 15 ноября на трех съездах будет заявлено о самоликвидации и создании новой политической структуры. А уже на следующий день, 16 ноября, состоится ее учредительный съезд.
Не успел Никита Белых покинуть партийные ряды, как будущая партия стала прирастать новыми членами. На вчерашней пресс-конференции лидер СПС Леонид Гозман объявил о полученном из-за границы письме Анатолия Чубайса, где он заявляет о своем возможном вхождении в новую право-либеральную структуру. По слухам, кстати, помощь обновленным либералам со стороны Чубайса входила в неофициальное «пакетное» соглашение при утверждении последнего в должности руководителя «Роснанотеха».
Объединяющимся демократам, как они уверяют, пока не до названия. «У нас и так достаточно проблем, название – не первостепенной важности вопрос», – отмахивается Гозман. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в выборе названия рекомендует идти по пути универсализации: «Название должно нести ясное, смысловое послание электорату». По информации «НГ», в качестве рабочего варианта предлагается словосочетание, образованное из слов, входящих в названия трех партий: «Объединенные демократические силы». По слухам, существовал и другой вариант – «Демократическая Россия». Однако этот лейбл, повторяющий название известного общественного движения 90-х, пока якобы забракован: в партии не хотят выглядеть плагиаторами. Может, и зря: «Демроссия» удачно дополнила бы ряд уже существующих «Россий...» – «Единую» и «Справедливую».
В Кремле все эти слухи отвергают, говоря о трех вариантах названий, пока не озвученных. По-прежнему настаивают там и на варианте с коллективным руководством.
Слияние произойдет, как уверяют участники процесса, на паритетных началах. Все три партии получат равномерное представительство в руководящих органах новой структуры. Правда, как рассказал «НГ» Леонид Гозман, «по предварительной договоренности с партнерами в устав новой партии решено включить положения из устава СПС»: «Мы хотим, чтобы любые решения совета сопредседателей принимались единогласно, иначе их легитимность ничтожна».
Переговоры по объединению поручены специально созданной инициативной группе. В нее от СПС вошел Леонид Гозман, от Демпартии – журналист Георгий Бовт и от «Гражданской силы» – глава «Деловой России» Борис Титов. Они и станут сопредседателями новой структуры.
Лидер «Гражданской силы» Михаил Барщевский попросил политсовет своей партии освободить его от обязанностей председателя высшего совета и рекомендовал выдвинуть кандидатуру Титова на пост сопредседателя нового политического объединения. Председатель Демпартии Андрей Богданов от претензий на руководящий пост в новой партии также отказался. Впрочем, ведутся переговоры о том, что он сможет возглавить одно из региональных отделений новой структуры. Скорее всего это будет московское отделение партии. Если переговоры пройдут для Богданова удачно, у него появится возможность возглавить список новой партии на выборах в Мосгордуму, которые состоятся в декабре 2009 года. Михаил Барщевский вчера до самого вечера был недоступен для комментриев – настолько, что даже не явился на совместную трехпартийную пресс-конференцию.
Правда, утверждение союза Гозмана–Бовта–Титова еще не означает, что у партии со временем не появятся новые лидеры. «Из тех трех деятелей, о которых идет речь, никто не является харизматическим лидером. И это изначально закладывает проблему», – считает Орлов. Поиск новых лиц продолжится в процессе региональных выборов. Объединенные демократы должны будут принять участие в выборах разных уровней, если зададутся целью пойти на парламентские выборы в 2011 году.
Непонятно, как дальше будет развиваться партийная идеология. «СПС сделал катастрофическую ошибку, когда на парламентских выборах 2007 года апеллировал к левому электорату и допускал антивластную риторику. Новая партия должна говорить об умеренной оппозиции и не выходить за известные рамки», – убежден Орлов.
Что же касается электората, то, по данным социологических исследований, 10–15% россиян готовы голосовать за партии демократического толка. На взгляд Орлова, объединенные демократы могут рассчитывать на поддержку образованного класса, а также среднего и малого бизнеса.
По данным «НГ», объединение демократических сил весьма импонирует Дмитрию Медведеву. По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, в этом нет ничего удивительного: «Президент имеет имидж человека либеральных убеждений. Он реально является сторонником многопартийности, стремится к тому, чтобы был представлен весь политический спектр. Вместе с тем Медведев, как и Путин, исходит из того, что партии должны придерживаться некоего консенсуса по поводу вопроса суверенности страны, отказа от радикальных методов изменения политической системы».