Первые дебаты кандидатов в президенты США Джона Маккейна и Барака Обамы должны были быть посвящены внешней политике. Однако в итоге практически вся дискуссия свелась к кризису, сотрясающему американскую экономику. О России вспомнили только под конец – спустя примерно 75 минут во встрече, продолжавшейся полтора часа. Кандидаты не сказали о России ничего нового: они просто обменялись теми же выпадами, которые уже адресовали друг другу после начала конфликта в Грузии.
Поразительно, но ни один из кандидатов в ходе обсуждения российской темы ни разу не вспомнил президента России Дмитрия Медведева. Отсутствие упоминания Медведева в дискуссии кандидатов в президенты США не случайно. Конечно, это можно было бы объяснить сложностью произношения этой фамилии для англоязычных людей. Скорее всего, однако, российский президент толком не фигурировал в черновиках, которыми оба кандидата пользовались в ходе подготовки, а Путин в них упоминался.
Если это действительно так, тогда это звучит как непризнание договоренности Путина и Медведева руководить страной в тандеме. Разделение труда, установленное в мае, когда президент Медведев приносил присягу, и предполагающее, что глава государства будет проводить внешнюю политику и политику безопасности, а премьер Путин – заниматься экономикой, теперь вызывает очевидные сомнения. Это – плохая новость для международных партнеров России. Поскольку в этом случае у них нет уверенности, с кем им надо иметь дело в Москве. Для нового президента США эта неопределенность будет иметь еще большее значение, так как он вступит в должность в момент, когда российско-американские отношения находятся в самом неблагоприятном состоянии после окончания холодной войны.
Одной из первоочередных задач президента США в сфере внешней политики будет определение дальнейшей стратегии в отношении России. Точно так же и российское руководство должно будет определить, как вести себя с Америкой. Неясность в том, кто контролирует российскую внешнюю и оборонную политику, серьезно осложнит эти усилия – как для российского, так и для американского правительства.
Чтобы внести большую ясность, Владимир Путин мог бы взять на себя особое поручение, которое соответствовало бы его роли как бывшего президента России. Усилия по выправлению российско-американских отношений будут непродуктивными без устойчивого внимания к ним на высоком уровне. Необходимо реализовать рискованную, но потенциально очень выигрышную стратегию, благодаря которой отношения с Россией останутся в центре внимания. Сформированная на высшем уровне двусторонняя президентская комиссия могла бы стать неплохим вариантом. У этой комиссии были бы две основные миссии: во-первых, установить, как вернуть в нормальное русло российско-американские отношения; и, во-вторых, стать советом высокого уровня для ведения переговоров, не требующих отлагательства. В частности, как продлить Соглашение о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), истекающее в декабре 2009 года, или как быть с Договором об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), серьезный удар по которому нанесло российское вторжение в Грузию.
Эта комиссия работала бы в течение полугода. В нее можно было бы пригласить бывших президентов, включая, с американской стороны, Джимми Картера, Джорджа Буша-старшего и Билла Клинтона. После того как президент Джордж Буш-младший покинет пост в январе 2009 года, возможно, он тоже захочет присоединиться к этой группе. Проблемой, конечно, стала бы несбалансированность состава комиссии, поскольку президенты Горбачев и Путин – единственные из ныне живущих бывших российских президентов. Кроме того, Путин сейчас премьер-министр. Решением могло бы стать приглашение Путина в комиссию в качестве бывшего президента, но с официальным признанием его нынешнего статуса.
При всей своей рискованности у комиссии была бы монументальная цель – избежать трагедии, при которой Россия и США оказались бы в глубоком противостоянии, потеряв способность сотрудничать по важнейшим международным вопросам. Если бы Путин согласился принять такое поручение, это помогло бы прояснить его роль в руководстве Россией. Эта комиссия стала бы классическим местом встречи для бывших президентов. Их значительный авторитет, опыт и мудрость помогли бы определить будущее российско-американских отношений, но при этом экс-президенты не участвовали бы в повседневном процессе принятия решений. Это было бы стоящее предприятие монументальной важности.