«Союз правых сил» переживает маленькую революцию, которую, впрочем, можно назвать и результатом политической эволюции. 2 октября соберется политсовет партии, чтобы договориться «о судьбе СПС». Как стало известно «НГ», одним из наиболее перспективных поворотов этой самой судьбы может стать объединение партии с двумя другими организациями правого толка – «Гражданской силой» и Демократической партией России. Эксперты и некоторые из участников событий рассматривают предстоящую смену курса как возможность для правых вернуться в большую политику.
После крайне бесславных для СПС выборов в Госдуму партийное большинство явно призадумалось о ближайшей перспективе. Вопрос «Быть или не быть?» еще никогда не стоял для правых столь серьезно – сегодня они находятся на грани финансового и, что еще хуже, политического банкротства. Впервые они сами открыто говорят об этом.
В частности, новый председатель партии СПС Леонид Гозман в полемике с Борисом Немцовым заявил: «Даже ошибки руководства партии не объясняют полностью того катастрофического положения, в котором мы оказались. Страна изменилась. Мы перестали попадать в резонанс с общественными настроениями. И если партия не хочет просто исчезнуть – а партийная дискуссия показала, что члены партии этого не хотят, – она должна как-то преобразоваться, стать адекватной новым обстоятельствам».
По мнению Гозмана, у СПС есть лишь два варианта: в конструктивную или «во внесистемную оппозицию, на улицу». Второй путь он считает тупиковым: «Для подавляющего большинства членов СПС это означает не только потерю завоеванных ими позиций во власти и в бизнесе, но и отказ от какой-либо политической деятельности вообще». Гозман призывает смотреть на вещи реально: Дмитрий Медведев и Владимир Путин объективно пользуются поддержкой большинства населения. «А если это законный президент, то стоит ли гражданам страны, даже и не поддерживавшим его во время выборов, уклоняться от сотрудничества с ним?» – задает вопрос бывшему соратнику новый лидер СПС.
Член идеологической комиссии СПС, руководитель «Меркадер-групп» политолог Дмитрий Орешкин говорит о том же: «Мы живем в этой стране, с этим правительством┘ Если исходить из конструктивности, всегда лучше взаимодействовать, чем рвать». Тем более, утверждает Орешкин, «в Европе практически нет непримиримых партий, все так или иначе взаимодействуют с властью», а «СПС всегда был связан с интересами бизнеса, который так или иначе вынужден работать в тех правовых рамках, которые устанавливает государство». Политолог уверен, что в России «25–27 миллионов человек, имеющих отличную от большинства точку зрения, которые никаким образом в Думе не представлены». И «должна быть какая-то политическая сила, которая репрезентирует такие настроения, в большей степени ориентированные на европейский выбор».
Лидер подмосковных правых Борис Надеждин подтвердил, что аналогичных позиций придерживается большинство региональных отделений СПС: «В партии мы провели дискуссию среди десятков тысяч членов. Больше 90% актива СПС считают принципиально важным участвовать в выборах в стране». Как показывают внутрипартийные опросы, именно столько членов СПС в принципе готовы поддержать идею объединения партии с другими политическими силами «правого толка».
Так, председатель Ставропольского отделения СПС, член Федерального совета партии Борис Оболенец в специальном заявлении поддержал идею объединения с ГС и ДПР, объяснив почему: «Цель предстоящего объединения должна быть понятной и для рядовых членов партии, и для всего общества. Место демократических сил не рядом с маргинальными и экстремистскими организациями, а в законодательных собраниях регионов и Российской Федерации». Он считает, что для этого правые должны «перестать растаскивать электорат по десятку мелких партий демократического толка». С аналогичными заявлениями уже выступили руководители рязанского и ивановского отделений СПС.
«Сообщение о переформатировании СПС абсолютно ожидаемая новость», – резюмирует политолог Леонид Радзиховский. – «Исторически СПС – партия «спецов», традиционно лояльных власти. К этой группе близок основной потенциальный избиратель СПС: представители малого и среднего бизнеса в регионах. Это люди, которые «поднялись» за последние 8 лет вместе со всей страной. Их претензии к власти, в общем, частного или эстетического характера. Им не нравится политический стиль, некоторые решения они считают грубыми, их раздражает антизападная риторика, мешают коррупция и бестолковость чиновников. Но превыше всего этот средний класс ценит стабильность своего существования, а следовательно, и политическую стабильность в стране».
Леонид Радзиховский считает, что и после объединения правые должны решить свою главную проблему: «Эта партия не должна бравировать перед избирателем своей критичностью и независимостью по отношению к власти, потому что игра на этом поле при сложившихся обстоятельствах будет выглядеть фальшиво. Но эта партия должна показать значительно более важную для своего избирателя вещь: способность быть для него полезной, разрабатывать понятные избирателю и важные для него социально-экономические законы и решения, демонстрировать возможность продавливать эти законы во власть».