В последние дни сентября стало известно, что переход на новую форму одежды, к сожалению, в ближайшие три года не состоится. А после 2011 года – видно будет. Так решили народные избранники и привели аргументацию, не вызывающую возражений.
Не первый год думский комитет по обороне при обсуждении проектов бюджета отмечал хроническое недофинансирование военнослужащих по установленным нормам снабжения формой одежды. В трехлетнем проекте бюджета на 2009–2011 годы расчеты на вещевое обеспечение армии и флота определены в размере около 28,5 млрд. руб. А это всего 34–40% от реальной потребности. «Как в таких условиях можно вести речь о введении новой формы одежды?» – задается вопросом председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
По его оценке, планируемые объемы бюджетных ассигнований на вещевое обеспечение не в полной мере удовлетворяют даже текущие потребности в основных видах вещевого имущества: парадной и повседневной форме, а также спецодежде. Общая дополнительная потребность в ассигнованиях на вещевое имущество армии и флота на период 2009–2011 годов составляет более 10 млрд. руб. При том, что в прошлом году задолженность эта составляла около 3 млрд. руб. Как тут найти средства для введения новой формы, на которую только на будущий год требуется 2 млрд. 270 млн. руб.?
Проект новой формы полностью провалился. Оказывается, кутюрье Валентин Юдашкин, разрабатывавший полевую, парадную и повседневную виды военной формы для различных видов Вооруженных сил, ориентировался на диковинные материалы. Пуговицы, как выяснилось, следовало бы покупать в Италии. Юдашкин, очевидно, в меньшей степени виноват. Уникальность подбора материала и тех же пуговиц подсказал уровень гонорара за военно-форменный проект – модельеры получили более 70 млн. руб. за работу и создание нескольких демонстрационных образцов. Отчего бы не применить супердорогие ткани и фурнитуру?
Семь раз не отмерили – и загубили одну из первых инициатив по реформированию Вооруженных сил, с которой выступил тогда недавно назначенный на пост Анатолий Сердюков. Большие деньги оказались выброшенными на ветер. Предстоит или дорабатывать идеи модельера, что потребует немалых сумм, или отказаться от новой формы вовсе.
Ответственных нет, а если и есть – об этом мы никогда не узнаем. Не инициатора же идеи наказывать, не требовать же компенсации убытков?
Может быть, для начала наладить работу и обеспечить всех военнослужащих причитающими комплектами одежды? Это тоже был бы реформистский шаг. Особенно если учесть, что наш военнослужащий одет наполовину не одно десятилетие.
Маниловщина обуревает и Общественную палату. Председатель комитета ОП по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин раз в квартал выдвигает одну и ту же инициативу: надо бы создать при Верховном главнокомандующем – президенте страны Главный военный совет. В него должны войти министр обороны, начальник Генерального штаба, главкомы видов Вооруженных сил и командующие родов войск, командующие военных округов и флотов. Хорош общественный контроль из состава должностных лиц, кого они должны контролировать, причем в первую очередь!
Минобороны создало свой Общественный совет полтора года назад. Правда, по большей части из так называемых гражданских лиц. Но собирается совет исключительно на территориях и в аудиториях Минобороны. Глава военного ведомства, а также главкомы и командующие там частые гости, а правильнее сказать – хозяева. И какова результативность? Кто-то видел яркие плоды их деятельности? Хоть наслышан о каких-то сдвигах? Инициативах? Видимость работы совета «с народом».
А что касается встреч генералитета со своим Верховным главнокомандующим, то таких площадок немало. Это и Совет безопасности при президенте РФ, ежегодные сборы руководящего состава, как правило, в ноябре, нередкие коллегии Министерства обороны, наконец, стратегические учения – в частности, нынешнее «Стабильность-2008», где уже побывал Верховный главнокомандующий.
Но очень хочется изобрести что-то новенькое, что поражало бы воображение, ошарашивало. Как говорил Наполеон, сначала надо ввязаться в сражение, а там видно будет. Возможно, эта формула подходит для полководцев, но для чиновников и общественников на военной ниве надо бы сначала просчитывать последствия, и лишь потом принимать решения.