На VII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2008» было представлено немало инноваций и конкурентоспособных проектов. В их числе – уникальная технология производства биоэтанола из отходов деревообрабатывающей промышленности, разработанная и уже внедренная на Кировском биохимическом заводе (БХЗ).
Интерес к биотопливу, в котором развитые страны видят панацею от нефтяной зависимости, сегодня нарастает. Один из самых ярких примеров – это Бразилия, которая решила проблему своей топливной безопасности еще после первого нефтяного кризиса 70-х годов. В этой стране производимый из кукурузы и сахарного тростника этанол является серьезным конкурентом традиционному горючему. В Великобритании пользуется популярностью топливо из растительного масла. Более половины автопарка многих высших французских чиновников переделано под работу на дизельном топливе, полученном из рапсового масла.
Конечно, есть опасения, что производство биотоплива, спасая мир от энергетического кризиса, спровоцирует другой кризис – продовольственный. Во всех перечисленных случаях производство возобновляемых источников энергии сориентировано на использование отходов сельского хозяйства, поэтому продовольственного кризиса, казалось бы, повлечь за собой не может. Однако на деле зачастую получается иначе – результатом внедрения таких технологий становится резкая интенсификация сельского хозяйства и связанные с этим экологические проблемы, перераспределение сельхозугодий и их нерациональное использование. К примеру, уже сейчас на производство биоэтанола идет до четверти американского урожая кукурузы.
Такая стратегия для России в условиях угрозы мирового продовольственного кризиса неприемлема. Но у нас есть свое российское ноу-хау, которое смело можно назвать инновационным прорывом в сфере производства биотоплива. Например, последние разработки специалистов Кировского БХЗ, которые уникальны тем, что в качестве исходной биомассы используются опилки и другие отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, продовольственный сектор экономики не затрагивается. А с учетом продукта, полученного на Кировском БХЗ в промышленных условиях, Россия опередила весь мир на несколько лет.
Причем эта технология уже запущена в производство. 28 августа стартовало первое не только в стране, но и во всем мире производство биоэтанола из отходов лесной промышленности на базе Кировского БХЗ. В реконструкцию предприятия уже вложено 60 млн. руб., однако, по оценкам экспертов, за счет производства конкурентоспособного по цене биотоплива все капиталовложения окупятся уже через два года. Важным фактором низкой себестоимости кировского этанола станет отсутствие необходимости транспортировки биомассы из других регионов.
Чтобы наглядно продемонстрировать возможности кировского биотоплива, специалисты залили его в бак новенькой «Волги». Три дня машина ездила на биоэтаноле, полученном из простых древесных опилок. В финале испытаний все узлы и агрегаты автомобиля работали идеально!
В конце августа, в рамках прошедшего в Кирове круглого стола, было подписано соглашение о создании биотехнологического кластера в Кировской области, принято решение о необходимости включения проекта по созданию биокластера как элемента ФЦП.
В ходе обсуждения Кировский БХЗ был обозначен как якорное предприятие инновационно-технического центра в сферах биотоплива, а ООО «Агровет» – как материальная, научно-исследовательская и экспериментальная база биотехнологического кластера. Сейчас реализация идеи создания этого кластера идет полным ходом, разрабатываются системы финансирования, управления, кадрового и информационного обеспечения.
Производство биоэтанола имеет огромный экономический потенциал и может стать одним из локомотивов экономики России. В условиях сокращающихся запасов углеводородов, повышения стоимости нефтеразведки и нефтедобычи, производство и использование биоэтанола повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом.
Надо заметить, что с позиций, предъявляемых к автомобильному топливу, этанол имеет ряд важных преимуществ перед бензином. И главное из них – это низкое содержание вредных выбросов. При использовании биоэтанола в качестве моторного топлива не происходит накопление углекислого газа в атмосфере, приводящее к «парниковому эффекту». Таким образом, его повсеместное использование благоприятно скажется на выполнении Россией требований Киотского протокола и создаст дополнительные резервные условия для развития промышленности.
Развитые страны, оценив высокую перспективность получения моторного топлива из возобновляемого сырья, включили это направление в число приоритетных и обеспечили его поддержку на государственном уровне. Для успешного развития программы применения топливного этанола в объеме 1,8 млн. тонн в год в России должна быть разработана государственная программа, предусматривающая создание производств биоэтанола, завершение исследовательских работ, экономическую поддержку производителей топливного этанола.