Никита Белых и Борис Немцов снова вместе. Теперь – вне партии.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера стало известно, что Никита Белых, сложивший с себя полномочия председателя СПС в конце прошлой недели, войдет в объединенное демократическое движение Гарри Каспарова. Личная судьба Белых проясняет многие важные моменты, связанные с переменой курса и политическим будущим «Союза правых сил».
СПС, по сути, остается единственной организацией праволиберального толка, имеющей разветвленный региональный аппарат и несомненную потенциальную поддержку примерно 10% электората. При этом на последних выборах структура не смогла набрать и 3% голосов. Пятничный политсовет, завершившийся уходом Белых, выявил глубокую конфронтацию в рядах партии. Борис Немцов уверен: «СПС уже существовать, конечно, не будет. Одна из причин, по которой Белых ушел в отставку, в том, что наше движение независимое, а из СПС предлагают сделать марионеточную структуру».
Никита Белых рассказал «НГ» об острых дискуссиях, которые летом проходили в региональных отделениях: «Подводя их итоги, мы поняли – большинство высказывается за то, что нужно партию сохранять. Говорили о том, что партия является самостоятельной ценностью. Я сказал тогда и говорю сегодня: партию как независимую и оппозиционную сохранить невозможно. Я был за то, чтобы превратиться в общественную организацию и продолжать заниматься оппозиционной деятельностью. Но, поскольку регионы высказывались именно за то, чтобы сохранить партию, я знал, что моя позиция будет близка далеко не всем...»
Белых считает, что его единомышленников в СПС примерно треть. Последний политсовет доказал, что лидер остался в меньшинстве. В беседе с корреспондентом «НГ» глава отделения Союза в Ленинградской области Сергей Иванов, с одной стороны, подтвердил точку зрения экс-лидера: «Сегодня борьба как таковая невозможна...». Однако, когда автор этих строк поинтересовалась его личными предпочтениями в отношении дальнейшей политической деятельности, собеседник «НГ» добавил: «Я просто хочу иногда выражать свое мнение в том статусе, который у меня есть. То есть не в статусе физического лица Сергея Иванова, а в статусе человека с определенным политическим региональным положением. Конечно, я понимаю: все, на что хватит моего заявления, – это чтобы его услышали какое-то ограниченное количество людей, но для меня и это важно. Но для того чтобы его услышал весь мир, я не собираюсь выходить на улицу!»
Напомним: уже накануне парламентских выборов руководство СПС резко поменяло свою обычную тактику, отодвинув на задний план пропаганду либеральных экономических ценностей и соревнуясь в радикализме и склонности к социальной пропаганде с коммунистами и «Справедливой Россией». Именно это обстоятельство стало еще одним предметом для споров в партии, закончившихся уходом Никиты Белых.
Глава отделения «Союза правых сил» в Татарстане Александр Таркаев уверен: именно забвение, которому была предана изначальная идеология партии, привела к ее поражению на выборах и дальнейшим разладам. Сегодняшние проблемы, на взгляд Таркаева, «возникли еще тремя годами раньше – когда партия совершенно отошла от понятия правой идеологии». Эта позиция, отмечает собеседник «НГ», отличается и консерватизмом в общественной жизни: именно поэтому лево-революционная риторика по принципу «долой режим» никак не хотела приживаться в региональных отделениях партии. Таркаев напоминает, к примеру, о самой яркой ошибке в предвыборной эпопее СПС: сначала партия стремилась изо всех сил привлечь на свою сторону пенсионеров и добилась на этом поприще немалых успехов, а потом вдруг обрушилась с резкой критикой на кумира пенсионеров – Владимира Путина, и вмиг растеряла полученное было электоральное преимущество...
Потеряла партия, на взгляд Таркаева, и собственную патриотическую линию: надо было сделать ставку на бизнес – ведь «и шелковый путь, и золотые прииски, именно этим всем прирастала Россия: сначала были бизнесмены, а потом уже – остроги, казаки, писцы и так далее... Поэтому в моем понимании правая партия должна быть, во-первых, идеологической, а во-вторых, партией правоконсервативной». Собеседник «НГ» недоволен и нынешним руководством СПС: «Нам не удалось продавить бюрократию, в том числе того же Гозмана, человека, который в течение двух лет обещал написать программу, но так ничего и не создал. В партии нет программы! Когда мы говорим о сохранении партии, я лично не очень понимаю, что именно сохранять».
Дальнейшая судьба СПС как будто бы определилась: партию ждет слияние с «Гражданской силой» Михаила Барщевского и Демпартией Андрея Богданова. Слияние это, подтвержденное «НГ» самим Барщевским, может стать чисто механическим. Поскольку обе структуры никак себя в последний год не проявили, погрузившись после выборов в глубокий анабиоз. Однако, и это не пустяк, за каждую из них на выборах голосовали люди. И именно от регионалов теперь зависит, сможет ли удержаться в обойме тройка «либерал-демократов». Если образовавшийся после слияния политический субъект просто решит, что его таким образом поставили на довольствие, толку не будет. Если извлечет из прошлого уроки и попробует использовать, пусть и ограниченные, возможности для расширения своего влияния среди потенциального электората, мы получим новую структуру, за которую захочется проголосовать на выборах.