На региональных выборах, которые пройдут в середине октября в пяти субъектах Федерации, «Единая Россия» решила не изменять традициям и в качестве предвыборной технологии запустила социальную рекламу. Правда, эксперты считают, что социальная реклама – пиар-инструмент прошлого века, и эффективность ее минимальная.
В пяти российских регионах: Забайкальском крае, Чеченской Республике, Кемеровской, Иркутской областях и на Сахалине набирает обороты агитационная кампания на выборах депутатов региональных парламентов. Впрочем, как выяснила «НГ», никаких новых пиар-технологий политическим партиям в ходе нынешней кампании изобрести не удалось. «Единая Россия» решила пойти проторенным путем – прибегнуть к использованию социальной рекламы.
На улицах региональных столиц на правах социальной рекламы появились растяжки с партийными лозунгами и изображениями паровозов списков (как известно, во всех пяти регионах избирательные списки партии власти возглавили губернаторы) без непосредственного упоминания «Единой России».
Как рассказали «НГ» в избирательном штабе КПРФ, по всему Иркутску развешаны плакаты с лозунгами: «Игорь Есиповский наш губернатор!», без упоминания «Единой России». «Это не иначе как завуалированная реклама, ведь Есиповский возглавляет список единороссов на выборах в Законодательное собрание области», – посетовал глава избирательного штаба КПРФ Евгений Рульков.
По словам секретаря отделения Компартии в Чите Ирины Щаповой, первый номер в списке «Единой России» Карина Канунникова использует административный ресурс, являясь генеральным директором местной телекомпании «Альтес»: она создает на канале «собственный положительный имидж». По телевизору в Чите регулярно показывают сюжеты: то ее визит в школу на линейку 1 сентября, то вручение ею премии местным студентам-журналистам. «Кроме того, по городу развесили баннеры, где на фоне слова «МЭРиЯ» изображена Канунникова и Анатолий Михалев, который, кстати, на втором месте в списке кандидатов от ЕР» – сказала «НГ» Ирина Щапова.
В Кемеровской области практически вся скрытая реклама «Единой России» построена на изображении радостных детских лиц. Местная оппозиция возмущена. Первый секретарь КПРФ в Кемеровской области Нина Останина уверена: нельзя использовать изображения детей в рекламе. «В городе Прокопьевский на здании Большого драматического театра висит огромный плакат, на котором ребенок держит в руках бюллетень, где отмечена галочкой ЕР. При этом на плакате надпись: «Родители, сделайте правильный выбор». Еще пример: на баннере на фоне символики единороссов нарисован задумчивый ребенок. Изображение пересекает лозунг: «Я не губернатор, но я переживаю», – рассказала «НГ» Останина. Возмущает ее и нелепость местной рекламы: «С 7 утра телевидение постоянно показывает агитационный ролик. В нем шахтеры, ветераны, молодые мамы благодарят губернатора Кемеровской области Амана Тулеева за всевозможные блага. Однако выбираем-то мы не главу области, а депутатов Заксобрания».
На выборах депутатов Сахалинской областной Думы сложилась и вовсе забавная ситуация. Уже несколько недель плакаты и телеролики уведомляют население о том, что «начинается XXI век». Причем агитационные баннеры сделаны в цветах «Единой России», а в рекламных роликах рассказывают о заслугах губернатора области Александра Хорошавина – первого кандидата в Сахалинскую Думу от ЕР. На плакатах, развешанных по Южно-Сахалинску и области, красными буквами на синем фоне напечатано предупреждение: «XXI век начинается! Проспишь один день – опоздаешь навек!» Сахалинцы по поводу своевременности этих заявлений шутить уже устали – на дворе 2008-й. Кроме того, по региональному телевидению транслируются ролики, в которых отмечаются положительные изменения, произошедшие за последние четыре года. В них говорится об увеличении зарплаты бюджетников и о вкладах в культуру. В одном из роликов выступает директор одного из сахалинских музеев с рассказом о том, что хорошего для культуры области сделал сахалинский губернатор – Александр Хорошавин.
В этой ситуации региональный избирком Сахалина сохраняет олимпийское спокойствие. «С юридической точки зрения баннеры и ролики не противоречат законодательству о выборах. И, насколько мне известно, пока жалоб на нарушение правил предвыборной агитации не было», – сказал «НГ» член областного избиркома Иван Попов. Впрочем, другие кандидаты не особо расстроены таким положением дел. В областном отделении «Справедливой России» ответили, что их предвыборная суета не касается: «Нашу партию чужие рекламные кампании не затрагивают». Коммунисты утверждают, что рекламные постеры – «хлопоты партии власти».
Формально в рекламных роликах и тексте плакатов нет агитации ни за одну из партий, поэтому такая реклама традиционно оплачивается из бюджетных средств, а не из средств избирательных фондов кандидатов. «Но доказать эти факты невозможно», – уверен директор экспертного агентства «Тренд» Михаил Виноградов. На его взгляд, предвыборная реклама, закамуфлированная под социальную, имеет минимальную электоральную ценность: «Я скептически оцениваю эффективность подобного рода технологий. Выступать с абстрактными призывами за все хорошее, против всего плохого – это прошлый век».