Отдел политики «Независимой газеты» получил предупреждение от «Единой России». Руководству этой политструктуры не понравилась статья, автор которой решил порассуждать на тему кадровых перемещений в партии. Помощник секретаря генсовета ЕР Вячеслава Володина Ольга Ситникова позвонила корреспонденту «НГ» и попросила передать редактору отдела: если такое поведение повторится, то руководство (почему-то не газеты, а партии) примет меры. В качестве меры воздействия на «Независимую газету» было избрано отлучение от аккредитации на закрытые брифинги ЕР.
Звонок от имени «партии власти» вызывает сильное недоумение и свидетельствует о потере ее генеральным советом чувства реальности.
Заблуждение первое.
Видимо, «Единая Россия» всерьез считает, что таким образом она может осуществлять руководство редакционной политикой «НГ». Между тем отношения политических партий и СМИ строятся на несколько других основах. Об этом, кстати, неоднократно упоминали руководители страны. «Будем укреплять гражданское общество, делать все для того, чтобы обеспечить свободу средств массовой информации», – такие слова произнес президент Владимир Путин в 2004-м, сразу после того, как был избран на второй срок. Сегодня он возглавляет «Единую Россию». Что-то изменилось в его отношении к СМИ? Думается, изменилось мнение прежнего руководства ЕР о возможностях этой общественной организации. Разговор с независимым от государства изданием на повышенных тонах – совсем не то же самое, что разборка с начальником региональной партячейки. Может, аппаратчикам ЕР стоит посоветоваться со специалистами по части аберрации сознания.
Заблуждение второе.
«Единая Россия», очевидно, считает право прессы на получение информации некоей фикцией, которой не стоит придавать значения, а процесс предоставления этой самой информации – одолжением со стороны политструктуры. Или подарком. Или наградой. То есть чем-то таким, что выдается по карточкам. Или по особому расположению руководства партии. Если это так, то любопытно само отношение партии власти к миллионам граждан, по утрам (или по вечерам) разворачивающим газеты. Фильтруя информацию, единороссы фильтруют не газеты, как им мнится. Они по-барски фильтруют свой электорат, считая, что публике должно быть предоставлено только то блюдо, которое сварено на партийной кухне по рецепту партийного повара и обязательно подано на тарелке с партийным лейблом.
Заблуждение третье, не последнее.
С каких пор закрытые партийные брифинги для прессы стали нормой общения со СМИ? Логику закрытых брифингов правительства или администрации президента еще можно понять. Логики в закрытости партийных, то есть общественных, структур нет никакой. Уже потому, что все понимают: подобная закрытость – фикция. Единственный ее смысл как раз в мелком просеивании прессы на предмет лояльности. И это все, что требуется великой «Единой России»? Или, может, ее начнут когда-нибудь заботить более важные проблемы? «Независимая газета» готова оказать помощь партии в выборе целеполагания ее деятельности.