Победа России в конфликте с Грузией подвигла Минобороны на внесение в Госдуму сразу двух законопроектов на тему военно-патриотической политики государства. Один из документов предполагает возобновление военных парадов в крупных городах. Второй требует от исполнительной власти всех уровней в обязательном порядке готовить граждан к военной службе.
Правительство РФ обратилось в Думу с предложением поддержать инициативу МО и поправить действующий закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», принятый еще в 1995-м. Некоторые положения документа сочтены устаревшими. Например, в статье 1 закона зафиксировано, что 9 мая каждого года военный парад проводится в Москве. Теперь с подачи Минобороны в законе предполагается написать: «Военные парады с привлечением вооружения и военной техники проводятся в столице РФ – городе Москве, городах-героях, а также в городах, где дислоцированы штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии».
Под законопроектом стоит подпись первого замминистра обороны Александра Колмакова. Военные указывают: поправка вызвана необходимостью реализации госполитики по формированию патриотического сознания граждан. Парады будут проводиться как минимум в 30 городах. Финансовых расчетов по новым мероприятиям МО не дает. Отмечено лишь, что они «будут производиться за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Минобороны на соответствующий год».
Военные напоминают о пользе парадов. О том, что это один из неотъемлемых элементов боевой учебы воинских подразделений. В процессе подготовки парада происходит их слаживание, отрабатываются коллективные действия. Подготовка к параду занимает недели. А в ходе тренировок ощутимо наращивается профессиональное мастерство экипажей, умение действовать в составе крупного соединения.
Узнать истинную цену парада невозможно. Например, в проекте бюджета на 2009–2011 годы есть статья «Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан РФ». В следующем году на это планируется выделить всего-то 4,55 млн. руб., а в дальнейшем – по 5,5 ежегодно. Однако расходы на парады будут производиться явно не по этой куцей статье. Ведь всего один парад 9 мая 2008 года, когда впервые за 18 лет по Красной площади прошла военная техника, по данным «НГ», вполне мог обойтись в сумму, приближающуюся к миллиарду целковых. И это при том, что в том же 2008 году на боевую подготовку войск в бюджете МО выделено всего-то 1 млрд. 55 млн. руб. Заметим, кстати, что московские власти примерно столько выдали на подготовку города к Дню Победы, а потом объявили, что в миллиард с лишним обойдется только одно устранение последствий парада для дорожной сети.
Между тем в заключении думского комитета по обороне на проект бюджета 2009–2011 годов сказано прямо: «уровень «прозрачности» военных расходов и доступности их для всех депутатов ГД существенно снижен путем переноса из открытой части бюджета в закрытую часть ряда расходов, которые не содержат сведений ограниченного пользования». В частности, думцы отметили непозволительность сокрытия расходов на боевую и оперативную подготовку. Их возмущение оказалось столь велико, что они пошли на некоторое раскрытие гостайны, указав, что эти и ряд других ассигнований «были увеличены в 2008 году, а в планируемом периоде остаются практически на одном уровне».
Напомним: по данным опроса, проведенного ВЦИОМом накануне последнего парада на Красной площади, почти 70% респондентов оценивают его положительно. Основной причиной проведения таких акций многие россияне считают «необходимость демонстрировать мощь армии и страны». Однако четверть россиян участие тяжелой военной техники в параде не одобряют: парад требует огромных материальных затрат, а эти «средства лучше потратить на что-то более полезное». 8% респондентов убеждены в архаизме таких массовых мероприятий: «времена подобных демонстраций прошли».