Если вы окончательно разочаровались в искусстве, если на вопрос «Какой фильм за последнее время вам больше всего понравился?» вы безнадежно машете рукой, если от случайно встреченного в походе по телеканалам «Аншлага» у вас мгновенная рвота, от «Нашей Раши» – судорога, а от «Иронии судьбы. Продолжение» – бессонница, сходите на «Гитлер капут!». Удовольствия не получите, но вера в светлое настоящее укрепится, «Аншлаг» покажется смешным, «Наша Раша» – умной, а «Ирония судьбы. Продолжение» и «Самый лучший фильм» – образцом вкуса и утонченного, почти диккенсовского юмора.
Когда на экране появляется Михаил Галустян в полосатой робе заключенного концлагеря и с табличкой на груди «Партизан Рабинович», шествующий на расстрел под конвоем под маршевую вариацию песенки «Чунга-Чанга», уже понимаешь, что вкус и чувство меры обошли этот фильм далеко стороной.
Обаятельный штандартенфюрер Шуренберг (Павел Деревянко), получив сверху задание (сверху в прямом смысле – в виде упавшей с самолета разведчицы-диверсантки Зиночки в исполнении Анны Семенович), вступает в последний решительный бой со всем рейхом. Рейх представляет из себя паноптикум, населенный наркоманом Гитлером (Михаил Крылов) с гламурной Евой Браун (Ксения Собчак), гомосексуалистом Борманом (Юрий Стоянов), истериком Мюллером (Юрий Гальцев), гаишниками-взяточниками, берущими мзду в долларах, личного диджея фюрера по кличке «50 бундесшиллингов» (Тимати) и прочими не поддающимися описанию персонажами. Шуренберг спасает возлюбленную Зиночку сначала от гестаповцев, переправившись с ней на родину, а потом сразу же – от свирепых энкавэдэшников. Это можно было бы считать хеппи-эндом, если вообще хоть какой-то «энд» может быть у комка глупостей без начала и без конца.
Хочется сразу оговориться: не вижу ничего дурного ни в пародии на «Семнадцать мгновений весны», ни в комедии на тему Великой Отечественной. Пародия – это всегда признание популярности пародируемого произведения и отличная реклама. Ну а комедии на тему Великой Отечественной снимали и во время войны, и Гитлер со своими присными были в них если не наркоманами и геями, то безнадежными дебилами уж точно. А авторы «Семнадцати мгновений┘», кажется, кроме благодарности к тем, кто начал когда-то анекдоты про Штирлица, не испытывают. Анекдоты – верный признак всенародной симпатии. Чем и пытаются объяснить авторы фильма «Гитлер капут!» скабрезность и развязность, на которой построена картина. Моментами это перенесенные на экран анекдоты о Штирлице, но по большей части – откровенное заигрывание с молодой аудиторией, для которых, по мнению авторов, в истории не должно быть священных коров. В качестве мостика к молодым здесь паясничает Тимати, а Зина-Семенович играет в игру «Угадай милого» (с закрытыми глазами на ощупь определяет, кто из выстроившихся в ряд немцев со спущенными штанами ее любимый) под саундтрек Гарика Сукачева.
Бессмысленно говорить про сценарий, про актерскую игру, про режиссуру. Ничего этого нет. Есть нагромождение очень неумных и несмешных эпизодов, в которых прослеживается один-единственный замысел: с помощью раскрученных имен срубить побольше денег. Для этого и пригодились Семенович, Собчак, Эвелина Бледанс, Олейников со Стояновым, Гальцев. (Олейникова со Стояновым особенно жаль – отличные актеры раз за разом появляются в кино все более убогом. Впрочем, быть может, кто-то заставлял их делать выбор между работой в этом фильме и жизнью?) Вся компания без продыху шутит матерно, орально, анально и копрофильно. Занятно наблюдать за публикой в зале – первый и последний настоящий взрыв зрительского смеха последовал во время монолога Гальцева-Мюллера, состоявшего из «┘ твою мать», «┘дь», «я тебя, ┘, вы┘у» и других любимых народных выражений, наполовину скрытых за характерным пиканьем. Именно в этот момент понимаешь: ни тема войны, ни образ Гитлера, ни попытка спародировать любимый фильм – ничто из этого не имеет отношения к фильму. Надежда на силу русского мата и орально-анальных шуток – вот, похоже, и все, чем руководствовались авторы фильма.
Пародировать можно все. Снимать в комедийном жанре можно на любую тему. Было бы остроумно – и тогда можно было бы говорить дальше. Но тягучие сальности на полтора часа вряд ли стоят серьезной рецензии.
Как сказал один из персонажей фильма Шуренбергу-Штирлицу: «Пытаться собрать на тебя улики – все равно что задницей шампанское открывать. Все равно не получится». Писать серьезную рецензию на чьи-то скучные дорогие забавы – все равно что пытаться собрать улики на Штирлица.