Фото Reuters
Кремль не намерен и далее углублять конфронтацию с Западом в целом и США в особенности. В скором будущем будет принят целый пакет мер, направленных на улучшение отношений и ослабление напряженности в диалоге между Россией и ее ключевыми западными партнерами. Об этом сообщают сразу несколько информированных источников в администрации президента России и вокруг нее.
На решение Дмитрия Медведева перейти к политике «умеренной разрядки» в отношениях с Западом повлияли сразу несколько факторов. К ним можно отнести и весьма умеренную реакцию Соединенных Штатов Америки и особенно Евросоюза на признание Россией Абхазии и Южной Осетии.
Отсутствие попыток ввести реальные санкции против нашей страны показало, что Запад, несмотря на ястребиную риторику многих политиков и комментаторов, отнюдь не намерен ссориться с Россией из-за Грузии. Сказался и финансовый кризис: с учетом того, что наша экономика стала частью мировой, справиться с его последствиями без помощи Запада и тем более в условиях изоляции России практически невозможно.
Пакет приоритетных мер в настоящее время разрабатывает неформальная рабочая группа, которую возглавил заместитель руководителя администрации президента Алексей Громов. Этот чиновник уже несколько лет занимается вопросами имиджа российской власти на Западе. Считается, что именно Громову принадлежит идея создания телеканала Russia Today, предоставляющего зарубежной аудитории объективную информацию о событиях в России, и регулярных встреч политологов – членов известного «Валдайского клуба» с российским руководством. На недавнем заседании «Валдайского клуба» Медведев особо отметил позитивную роль замруководителя АП в налаживании диалога официальной России с международным экспертным и журналистским сообществом.
Алексей Громов успешно координировал работу с российскими и зарубежными СМИ во время югоосетинского конфликта.
По сведениям наших источников, президент четко определил «группе Громова» «красные линии», за которые Россия отступать не может и не будет. Так, Кремль ни при каких обстоятельствах не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии и размещения на территории этих двух новых государств военных баз. Заведомо исключаются также и радикальные уступки в экономической сфере, например, ратификация Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), предполагающего свободный транзит азиатских энергоносителей через территорию РФ. Как известно, на ратификации документа давно и безуспешно настаивает Евросоюз.
В то же время Кремль может, подобно белорусскому президенту Александру Лукашенко, облегчить участь ряда российских граждан, которых на Западе считают политзаключенными. (Впрочем, наши источники сходятся в том, что послабления, если они будут, вряд ли коснутся Михаила Ходорковского.) Вполне реальна либерализация условий участия крупных транснациональных корпораций в стратегических сырьевых проектах на российской территории. Ну и, конечно, «на десерт» Кремль может предложить Западу определенные кадровые перестановки: некоторые чиновники, вызывающие излишнее раздражение в Вашингтоне и европейских столицах, возможно, уйдут на задний план.
Не в последнюю очередь речь идет о министре иностранных дел Сергее Лаврове, который сегодня превратился чуть ли не в живой символ растущей российско-западной конфронтации, особенно после его нашумевшего пикантного разговора с британским коллегой Дэвидом Милибэндом. Многие сходятся во мнении, что в «патриотической» риторике наш главный дипломат, формально призванный примирять политические противоречия и сглаживать острые углы, несколько перестарался. При том формально Лаврова, которого очень высоко ценят и Медведев, и Путин, могут даже повысить до вице-премьера, но лицом и голосом российской внешней политики он уже не будет. На замену ему рассматриваются несколько кандидатов, причем основной пока – все тот же Алексей Громов, руководитель рабочей группы «по умеренной разрядке». Кстати, Громов – кадровый дипломат и до прихода в Кремль в 1996 году работал в российском посольстве в Словакии.
По-видимому, Дмитрий Медведев пытается найти решение, которое позволит стратегически замириться с Западом без какой бы то ни было «сдачи» геополитических позиций России. Если это удастся, можно будет с уверенностью говорить о начале новой эпохи в российской внешней политике, когда конструктивное партнерство с Западом будет «дружбой равных и сильных», а не отношениями всесильного начальника и робкого подчиненного.